07.09.2016 23:24
    Рубрика:

    Читатели "РГ" задали 10 вопросов мэру Москвы Сергею Собянину

    10 вопросов читателей "РГ" Сергею Собянину
    В повседневной жизни мы часто не замечаем, как меняется Москва. Смотрим на то, что находится на уровне глаз или, еще чаще, под ногами.

    Но вот я включила маленький, всего-то пятиминутный ролик, на котором наш город снят сверху, - он бродит сейчас по Сети. И поразилась: как много за последние годы выросло интересных зданий, какие транспортные развязки появились. Причем расположены они очень бережно: выводят горожан из пробок и в то же время не рассекают историческую застройку, как происходит во многих мегаполисах мира. Изменилась и сама городская среда - Москва стала заметно чище, благоустроеннее и комфортнее. Но и нерешенных проблем хватает. Вот почему на "Деловом завтраке" в "РГ" вопросов к мэру Москвы Сергею Собянину оказалось по-прежнему очень много. Публикуем его ответы на 10 самых важных вопросов, заданных журналистами и читателями "РГ". Пачку остальных, присланных в редакцию, мэр забрал с собой.

    Поедем?

    Не приведут ли к транспортному коллапсу продолжающиеся работы по благоустройству города по программе "Моя улица"? Ведь в начале осени, когда у москвичей кончаются отпуска и каникулы, на свободных летом дорогах столицы снова становится тесно, спросили у мэра.

    Собянин уверен, что не приведут:

    - Более чем на 20 улицах из 59, на которых с наступлением тепла начала реализовываться программа "Моя улица", работы закончены еще в июле. До 1 сентября мы ушли и с остальных дорог, чтобы ничто не мешало движению машин. Остались небольшие локальные участки, которые закончим в течение нескольких недель. По-хорошему эти работы должны вестись год, а мы, концентрируя все ресурсы, выполняем их за два-три месяца. Будем стараться делать еще все как можно быстрее, но не в ущерб качеству! Уверяю вас, пройдет время - и все забудут про неудобства, а красота и комфорт останутся.

    Метрополитеновцы объявили, что Малое кольцо Московской железной дороги, которое теперь называется Московским центральным кольцом, запустят 10 сентября. Неужели и в самом деле наконец поедем? Даже не верится. Пустить его обещали уже не раз, с 2004 года.

    - Запуск будет происходить в несколько этапов, - рассказал мэр. - На первом этапе движение начнется по всему кольцу как минимум с 24 станций. Это предположительно и произойдет 10 сентября. На втором этапе до конца года планируется запустить остальные 7 станций. На третьем этапе, до 2018 года, будет постепенно улучшаться связь станций МЦК со станциями метро, радиальными линиями железной дороги и наземным транспортом. Одновременно вокруг трассы начнут строиться крупные ТПУ, торговые центры, гостиницы и другая недвижимость. В итоге это даст толчок развитию всей ныне депрессивной территории, по которой проходит новая магистраль.

    Мы предполагали, что сумеем запустить кольцо в конце 2016 или начале 2017 года. Основные работы взяли на себя РЖД, но подключился и наш стройкомплекс, все ключевые департаменты города. Все это время нам активно помогают правительство РФ, минтранс и, что немаловажно, вопрос находится на контроле у президента РФ. Поэтому сроки ввода МЦК в эксплуатацию удалось ускорить. В канун запуска нового железнодорожного кольца правительство Москвы приняло решение предоставить пассажирам опробовать его в течение первого месяца абсолютно бесплатно. А через месяц все льготы, которые есть у москвичей на городском транспорте, будут распространены и на МЦК. Те же, кто купит билет на метро, смогут в течение 90 минут бесплатно пересесть на МЦК.

    Шесть лет назад Москва приступила к масштабной программе развития столичного метрополитена. На вопрос, как вы оцениваете ход ее реализации, мэр честно признался:

    - Ожидал, что пойдет хуже. Ведь в момент старта не было ни проектов, ни землеотводов под стройки. К тому же многие площадки, которые можно было бы использовать для прокладки новых линий и станций, были заняты коммерческими объектами. Не было ни в Москве, ни в стране и метростроения, способного осваивать намеченные объемы. По сути, все пришлось создавать заново. Тем не менее с 2011 года 18 станций и 34 км новых линий метро мы уже ввели. Еще порядка 30 станций планируем ввести в ближайшие три года. В частности, на стадии пуска находится уже часть Люблинско-Дмитровской линии с тремя станциями: Бутырской, Фонвизинской и Петровско-Разумовской. В будущем году эта линия дойдет до станции Селигерской - ее давно ждут жители севера столицы. Скоро дойдет линия от Московского Международного делового центра "Москва-Сити" до Рассказовки. Сокольническая линия частично уже пришла в Новую Москву и будет продолжена до Коммунарки. К 2018 году планируется довести радиальную Кожуховскую линию до Некрасовки. Это разгрузит перегруженный транспортно-пересадочный узел Выхино и захватит еще пассажиров, для которых подземка сейчас недоступна.

    Строится и еще одно большое кольцо - подземное, длиной около 60 км. Еще более сложное, с очень сложной инфраструктурой. Его первую часть - от "Делового центра" до "Петровского парка" - пустим в этом году. Дальнейшее сооружение этого так называемого Третьего пересадочного контура останется для Москвы приоритетным до 2020 года. Его создание вместе с МЦК и прокладкой ряда радиальных линий создаст транспортную инфраструктуру для развития Москвы, может быть, даже не на десятилетия, а лет на 100. Сегодня продлить радиальные направления существующих линий практически невозможно, так как чем ближе к центру, тем сложнее пассажирам становится садиться на них. Два же кольца позволят пересаживаться на другие ветки гораздо раньше, ехать до центра города многим горожанам будет просто незачем.

    Пойдет ли метро дальше в Подмосковье, поинтересовались журналисты. Это вопрос часто встречался в письмах читателей "РГ". И вот что сказал на это градоначальник:

    - Безусловно, мы заинтересованы в хорошей транспортной связи между столицей и городами Подмосковья. Каждый день миллионы людей едут на работу, на дачу, в аэропорты. Но улучшать эту связь нужно не только за счет метро, но и с помощью развития пригородных электричек. Они будто самим богом созданы для того, чтобы превратиться по сути в наземное метро. Вот почему так важно продолжать реконструировать и строить дополнительные пути. Улучшать подвижной состав, чтобы он ходил в тактовом режиме, как метро по радиальным направлениям.

    Первый такой проект - прокладка путей до Зеленограда через Химки и пуск туда скоростного поезда - уже реализован. Следующим проектом стало Киевское направление. Там тоже увеличилось количество электричек, причем даже без изменения инфраструктуры, за счет автоматизации процессов, улучшения логистики и так далее. И так путем строительства и за счет улучшения организации перевозок столица будет наращивать количество поездов по всем направлениям, где в этом есть необходимость.

    Первоклассные школы

    Ну а поскольку был у нас в гостях мэр в канун нового учебного года, без вопроса, как встретила его столица, не обошлось. Больше всего журналистов интересовало, всем ли первоклашкам хватило мест за партами? Ведь их в столице в этом году 100 тысяч, в то время как еще в 2012-м было 86 тысяч.

    -Школьникам хватило мест в классах, а дошколятам - в детсадах, хотя число малышей выросло за последние годы с 280 тысяч до 400 тысяч, - ответил Собянин. - Это самый большой рост за всю новейшую историю Москвы. Но за последние годы мы построили 250 школ и детских дошкольных учреждений, огромное количество учебных зданий капитально ремонтируем и реконструируем. Потому острой проблемы нет.

    В ходе реформы столичного образования школы изменились, и качественно. На базе четырех тысяч учреждений создано 630 крупных образовательных комплексов. В итоге уменьшилась численность административного персонала. Теперь городу директоров нужно в 10 раз меньше, чем прежде. Как, впрочем, и завучей, бухгалтеров, кассиров и прочих работников. 64% зарплаты в каждой школе приходилось именно на них, а сейчас более 60% денег приходится на педагогов, у которых сразу выросла зарплата. И теперь московские учителя получают практически вдвое больше - средняя зарплата учителя в столице 70 тыс. руб. Вторая очень важная проблема, которую помогла решить реформа, - перераспределение потоков, как во всем мире, где традиционно разделяют начальную и среднюю школу. И третья решенная проблема - возможность иметь в параллели по несколько классов. Благодаря этому учителей теперь полностью загрузили, даже тех, что имели, к примеру, то один, а то и полпервого или половину десятого класса и, соответственно, получали за это половину ставки.

    Принципиально изменилось и финансирование школы в целом. Деньги в школу в столице теперь приходят за учеником: есть ученики, которые хотят учиться именно в этой школе, - есть деньги, нет желающих получать образование здесь - нет денег. Вот вам и мотивация для качественной работы! Что от этого выиграли дети? Уровень знаний! О нем можно судить по результатам ЕГЭ. Отличников, которые сдают единые экзамены на 220 баллов и выше, стало в столице вдвое больше. Из 16 золотых медалей, завоеванных российскими школьниками в 2016 году на международных олимпиадах, 9 получили москвичи.

    Как московским школам удалось попасть в десятку лучших в мире?

    Отвечая на этот вопрос, гость сначала пояснил, что такую оценку Москве дал рейтинг PISA:

    - Составляют этот рейтинг в рамках ОЭСР, объединяющей наиболее сильные ведущие страны мира. Его организаторов мы и попросили провести в Москве полномасштабное исследование с целью сравнить качество нашего образования с его качеством в других странах. Причем не выборочно, а во всех школах города. Так Москва попала в десятку лучших в мире. Подавляющее большинство стран Европы - Франция, Швейцария, Германия, Австрия, Италия, Великобритания, как и США, заняли места ниже ее в этом рейтинге! От того, какое наши дети получат базовое образование, зависит вся их дальнейшая жизнь, профессия.

    Самострой - не бизнес, а нарушение закона

    В городе прошла вторая волна сноса самостроя. 107 объектов снесли всего за два дня. В почте "РГ", например, было письмо, в котором говорилось по этому поводу: "Спасибо, что снесли этот гадюшник". Но были и письма, авторы которых спрашивали: как случилось, что интересы бизнеса в Москве вошли в противоречие с собственностью города на землю?

    - Никаких противоречий у бизнеса с правительством Москвы не существует, - заявил Собянин. - За эти годы в городе построены миллионы квадратных метров недвижимости. Созданы сотни тысяч новых рабочих мест. И собственники из снесенных незаконных построек уже нашли или подбирают себе новые помещения, проблем у них с этим нет. Что же касается самостроя, город боролся и будет бороться с ним. Самострой - не бизнес, это нарушение закона. С постройками, которые нигде не зарегистрированы, а значит, не являются ничьей собственностью, проблем у нас вообще нет, мы их убираем сразу. Сложнее было с объектами, зарегистрированными в реестре недвижимости. Но с начала этого года вступили в действие поправки в Гражданский кодекс, которые позволяют сносить любые самовольные постройки, если они опасны для города. То есть занимают улично-дорожную сеть или стоят возле метрополитена, на инженерных коммуникациях. Теперь можно сносить и их, что мы делаем.

    Говоря о строительстве парка "Зарядье" на месте гостиницы "Россия", Собянин рассказал:

    - Сейчас уже засыпаем построенные там сооружения землей. Осенью начнем посадку деревьев. Ну а в следующем году, надеюсь, москвичи там будут уже гулять. Попозже будет достроена только филармония.

    Прокомментировал и один проект благоустройства и реконструкции набережных:

    - В плане у города примерно 40 набережных Москвы-реки, которые нуждаются либо в ремонте, либо в кардинальном благоустройстве. Крымская набережная возле парка Горького уже готова. Раньше там никто никогда не ходил, а теперь никогда не пустует. Реконструируется Лужнецкая набережная, идут работы на Кремлевской и Москворецкой набережных. Всего в будущем году мы намерены провести реконструкцию 10 набережных. В основном это те, что идут друг за другом от Кремля до Лужников и Сити.

    В заключение градоначальник высказался, что он думает сейчас, спустя время, о присоединении к Москве новых территорий. Насколько это было оправданно?

    - Территория Москвы и Подмосковья образует единую агломерацию, одну из крупнейших в мире, в которой одновременно находятся 25 млн человек. Эти люди постоянно перемещаются из центра на окраины и между собой. Огромные людские потоки, потоки бизнеса, социальное пересечение. Словом, единый живой организм. Все границы там условны. Никогда не определишь с ходу, где, скажем, Москва, а где Московская область в районе Переделкино или в Южном Бутово. Поэтому если бы эта территория и не стала бы Москвой, она все равно бы развивалась и застраивалась. Москва взяла ее часть на себя, чтобы это развитие стало более гармоничным. И теперь там строится не одно жилье, а создаются рабочие места, образовательные, научные центры, словом, необходимая инфраструктура. Этим мы сейчас и занимаемся, увеличивая год от года количество рабочих мест в Новой Москве, где всегда был их острый дефицит. А это уже экономика. И в ближайшие годы, я уверен, все затраты, которые мы несем сейчас на развитие Новой Москвы, превратятся в постоянный дополнительный доход в бюджет всей столицы. Кроме того, мы сохраняем там зеленый пояс Москвы.

    Будет ли Москва расширяться и дальше? - поинтересовались журналисты. На что получили однозначный ответ:

    - Нет.