07.09.2016 15:15
    Поделиться

    Как испанский крейсер морально поддержал Николая II

    История визита крейсера "Эстремадура" в Россию в 1906 году
    Труднодоступные документы секции МИД Национального исторического архива Испании позволили восстановить события знаковой военно-дипломатической акции.

    Испанский крейсер в Финском заливе

    В газете "Новое время" от 26 июня (5 июля) 1906 г. в разделе "Разные известия" было помещена небольшая заметка: "Испанский крейсер "Estramadura" приходит в Кронштадт на этой неделе. Русские моряки готовятся встретить испанских моряков в Морском собрании"1. Это событие стало своеобразным итогом развития испано-русских отношений за предшествующие полвека.

    Прибытие военного корабля к российским берегам организовывалось в Мадриде военно-морским министерством и МИД, но ключевую роль сыграли все-таки испанские дипломаты. Визит был подготовлен и в информационном плане: испанское посольство в Санкт-Петербурге часто прибегало к оплате публикаций в русской прессе по "интересующим вопросам", которые отражали т.н. "общественную позицию"2.

    Визит "Эстремадуры" происходил в непростое для обеих стран время. Принимающую сторону волновали продолжающийся революционный кризис, формирование парламентаризма и попытки переустройства государственной системы правительством Николая II3, испанскую - общая победа вместе с Францией над Германией в марокканском вопросе4, женитьба короля Альфонса XIII на Виктории Евгении Баттенбергской, внучке английской королевы Виктории5 и в итоге примечательное усиление своих внешнеполитических позиций.


    История корабля

    История крейсера "Эстремадура" - это, с одной стороны, материальный итог внешней политики Испании, с другой, индикатор ее успехов и неудач6. Де-юре его строительство было санкционировано испанским законом 1887 г. "О создании эскадры", результатом которого стала флотилия, чьи корабли, за исключением судов "Пелайо" и "Карлос V"7, были уничтожены у берегов Кубы в ходе испано-американской войны 1898 г.8. Корабль с лета 1899 г. строили в городе Кадис в Андалусии. В апреле 1900 г. крейсер водоизмещением 2150 т и экипажем в 246 человек был спущен на воду, а в 1902 г. введен в строй9.

    Контракт на строительство был заключен только в апреле 1898 г. на фоне роста патриотических настроений в связи с началом войны с США. Строительство финансировалось на пожертвования испанской колонии в Мехико, собравшей почти 5 млн песет. Само название судна, "Эстремадура" напоминало об испанской провинции, выходцами из которой было большинство эмигрантов, проживавших тогда в Мексике10.


    Король Испании Альфонсо XIII. Томас Мартин Ребойо (Tomas Martn Rebollo). /  Королевская академия истории (La Real Academia de Historia).

    Альфонс ХIII и Николай II

    Почему же "Эстремадура" отправилась к русским берегам? Главным было то, что Россию и Испанию к тому времени на протяжении полувека связывали дружественные отношения11. Примечательным стало принятие Россией 20 апреля (2 мая) 1898 г. декларации "О нейтралитете России по случаю войны между Испанией и США". Вскоре с началом русско-японской войны 1904-1905 гг. Испания также заявила о своем нейтралитете: "Русские корабли имели возможность, как и раньше, заходить в порты Виго и Кадиса для пополнения припасов топлива, воды и продовольствия"12.

    Не менее важную роль в отношениях двух стран играл и личный фактор. Российский императорский дом к моменту визита крейсера породнился с испанской короной по линии супруг правящих монархов, Виктории Евгении и Александры Федоровны. Имелась и личная взаимная приязнь Николая II и Альфонса ХIII. Позднее, после Февральской революции, когда бывший император вместе с семьей был арестован, испанский король попытался спасти родственника. Сначала, при предъявлении верительных грамот, он обратился к новому послу А.В. Неклюдову, прося сообщить Временному правительству его ходатайство об освобождении царя, затем к английскому королю Георгу V с предложением поддержать идею по спасению императорской семьи13.

    Вполне вероятно, первые признаки этого сочувствия к судьбе русского царя проявились в 1906 г. Испанский король находился в какой-то степени в похожей ситуации, что и Николай II, когда, с одной стороны, пытался справиться с кризисом трансформации политического режима в конституциональную монархию, с другой, усилить внешнеполитическое положение страны после постыдного поражения от американцев. Можно предположить, что в кризисный для России и лично Николая момент Альфонс XIII решил выразить свою личную поддержку.

    На это указывают и материалы депеш, согласно которым инициатива визита крейсера исходила от испанской стороны. Так, 19 июня (2 июля) 1906 г. в Петербурге была получена телеграмма МИД Испании, сообщавшая, что король выразил желание "предоставить Его Величеству Царю доказательство особого сердечного почтения и приказал крейсеру королевского военно-морского флота "Эстремадура" прибыть в Кронштадт, чтобы поприветствовать его Императорское Величество от имени Короля"14.

    Испанский посол, следуя существующим инструкциям, сразу же информировал российский МИД, прося, чтобы император как можно быстрее получил известие о готовящемся визите и "чтобы его императорскому величеству довели до сведения цель и поручение его величества короля"15. Однако сроки прибытия корабля первоначально определены не были: маркиз Айрбе, испанский посол, в ответной депеше N 39 просил сообщить ему конкретную информацию о дате прибытия судна16.


    Маркиз не дождался императора

    Крейсер пришел в Кронштадт 30 июня в 19 часов17. Событийная история пребывания "Эстремадуры" в России, отражающая разработанную в ведомствах Испании и России официальную программу, начинается с субботы, 1 июля. Так, маркиз Айрбе информировал испанский МИД о том, что сначала его посетил командир судна, после чего они вместе отправились на представление к морскому министру и министру иностранных дел. Главе МИД А.П. Извольскому была вручена нота об аудиенции императора для командира "Эстремадуры", дона Хосе де Дуэньяса. Ответ был получен практически сразу же, и через 48 часов командир крейсера был принят в Петергофе18.

    "Новое время" кратко описало эти события в трех заметках (сохранена орфография газетной статьи): "Пришедший с гардемаринами испанский крейсер "Естремадура" пройдет в Петербург, гардемарины будут осматривать столицу"19; "В Петергоф выезжал сегодня в Александрию командир испанского крейсера кап. дон Хосе де Дуопкас. Испанский крейсер уходит завтра в море" и "Сегодня, 3 июля, испанский посол маркиз д Аиербэ выезжал на ледоколе N 1 в Кронштадт, где посетил испанский крейсер"20.

    В своей депеше N 49 испанский посол указал, что в понедельник, 3 июля, император радушно принял дона Дуэньяса, выразив свою крайнюю признательность и благодарность королю, прося передать ему свои чувства, а также пожелания процветания всей королевской семье и испанской нации21.

    Николай II пожелал посетить испанский крейсер вместе с императрицей и одной из своих дочерей, сказав, что командира уведомят о дне и времени этой встречи. Из-за загрузки угля на корабль и плохих погодных условий визит монарха был отложен на два дня и должен был состояться в четверг или пятницу22.

    Маркиз Айрбе в момент визита командира в Петергоф посещал команду крейсера в Кронштадте. А в пятницу, 7 июля, посол вместе с экипажем судна в официальном обмундировании встречал императорскую яхту, но из-за разыгравшейся бури вынужден был напрасно прождать весь день. Вечером их посетил адъютант, который сообщил о невозможности визита императорской четы. Посол отметил, что новая дата встречи назначена быть не могла: политические обстоятельства требовали приоритетного внимания монарха. В связи с неприбытием царя был видоизменен и формат особого банкета в честь офицерского состава "Эстремадуры", который, согласно данным посла, был задуман императором. Прощальный прием от имени испанцев ограничился кругом чиновников морского министерства в Кронштадте. Дипломаты также устроили обед в испанском посольстве для высшего командования.

    Маркиз Айрбе считал, что дальнейшее пребывание крейсера нецелесообразно в связи со сложной политической обстановкой в России, о чем он оперативно уведомил испанский МИД в телеграмме, отметив впоследствии, что полученные инструкции из Мадрида совпадают с его мнением23.

    В воскресенье 9 июля в 17 часов крейсер поднял якорь и отправился из Кронштадта в Киль24. "Новое время" по этому случаю напечатало небольшую заметку, резюмировав, что "Эстремадура" провела в водах Финского залива 8 суток25. Накануне командиру и офицерам "по приказанию императора были вручены кресты"26.


    Несвоевременная поддержка

    Хронология событий пребывания судна в водах Кронштадта показывает, что задуманный Альфонсом XIII акт поддержки Николая II оказался несвоевременным, неудачным и нецелесообразным. Проходя на фоне новостей об отмене визита английской эскадры, для российской общественности, за исключением кратких публикаций "Нового времени", он остался незамеченным. И хотя российский император выразил благодарность за этот дружеский жест, обстоятельства оказались выше него: именно в эти дни решалась судьба первого созыва Государственной Думы.

    В очередной депеше о внутренней политике Российской империи маркиз Айрбе, информируя Мадрид о движении в Финляндии и накаленной обстановке в Кронштадте, выразил свое удовлетворение миссией "Эстремадуры". Он отмечал, что только спустя несколько дней, когда появился манифест о роспуске Думы, события предыдущих дней обрели новый смысл. До официального объявления Айрбе отрицал возможность роспуска парламента, однако передавал циркулировавшие об этом слухи, предполагая, что именно они являются главной причиной неудачи миссии испанского судна. В разговоре с командиром "Эстремадуры" посол информировал его о неспокойной обстановке в Кронштадте и добавлял, что чувствовал крайнюю тревожность ровно до того момента, пока судно не скрылось из вида27.

    Без сомнения, визит "Эстремадуры" в сложных политических реалиях лета 1906 г. обернулся для российских властей дополнительными трудностями. Своевременное оповещение испанским послом МИД в Мадриде об этой атмосфере помогло разрешить ситуацию и сохранить дружественный настрой связей двух стран.


    Примечания
    1. Новое время. 1906. N 10873.

    2. Archivo historico nacional. M-Exteriores. F. Correspondencia. Leg. Rusia. H 1722. 1876. N16.
    3. Кирьянов И.К., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты (1906-1917). Пермь, 1995.
    4. Морель Э.Д. Десять лет секретной дипломатии. М., 1924.
    5. Seco Serrano С. Alfonso XIII. Madrid, 2001.
    6. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV - XVIII. Т. 1. М., 1986.
    7. Анка Аламильо А., Митюков Н.В. Броненосный крейсер "Эмперадор Карлос V" // Морская коллекция. 2010. N 2.
    8. Кондратенко Р.В. Испано-американская война (1898 г.). СПб., 2000.
    9. Ненахов Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910 . М., 2006. С. 382.
    10. Анка Аламильо А., Митюков Н.В. Указ. соч. С. 27-28.
    11. Россия и Испания: Док. и мат. М., 1997. Т. 2. С. 8.
    12. Там же.
    13. Vidal С. Por que [Alfonso XIII no pudo salvar al zar Nicola s II? Электронный ресурс // LibertadDigital. URL: http://www.libertaddigital.com/opinion/ideas/por-que-alfonso-xiii-no-pudo-salvar-al-zar-nicolas-ii-1276216918.html. (дата обращения: 05.12.2015).]
    14. Archivo historico nacional. M-Exteriores. F. Correspondencia. Leg. Rusia. H 1725. 1906.
    15. Ibid.
    16. Ibid. N 39.
    17. Новое время. 1906. N 10882.
    18. Archivo historico nacional. M-Exteriores. F. Correspondencia. Leg. Rusia. H 1725. 1906.
    19. Новое время. 1906. N 10883.
    20. Там же. N 10885.
    21. Archivo historico nacional. M-Exteriores. F. Correspondencia. Leg. Rusia. H 1725. 1906. N 49.
    22. Ibid.
    23. Ibid.
    24. Ibid.
    25. Новое время. 1906. N 10891.
    26. Там же.
    27. Archivo historico nacional. M-Exteriores. F. Correspondencia. Leg. Rusia. H 1725. 1906. N 52.

    Поделиться