Новости

07.09.2016 21:35
Рубрика: Общество

Берегите кошелек

Составлен ТОП-10 бесплатных медуслуг, которые чаще всего предлагают за деньги
Медицинские страховщики составили ТОП-10 бесплатных услуг, которые в медучреждениях предлагают за деньги. Между тем все они входят в программу госгарантий и во всех поликлиниках и больницах, работающих в системе ОМС, должны выполняться бесплатно.

Достаточно взглянуть на список, чтобы понять: наверняка с ситуацией, когда пациента вынуждали заплатить, сталкивался каждый. Лично мне, уже сидящей в кресле стоматолога, доктор доверительно говорил по поводу обезболивания: "Вам какой укол? Если хотите, чтобы стопроцентно надежно, доплатите 400 рублей в кассу. Если бесплатно - это будет другой препарат, вы же понимаете..." Я не очень понимала, как "другой" анестетик почему-то не может надежно обезболить, но рисковать не стала и за анестезию заплатила.

Другая "горячо любимая" уловка - очередь на всевозможные исследования, особенно на дорогие МРТ, КТ, а также маммографию, мониторинг по Холтеру.

Ну и такие "излишества", как курс массажа (даже если такая реабилитация необходима и назначена врачом), тоже традиционно предлагают оплатить.

"Понятно, что перечень из 10 видов медуслуг не исчерпывающий, - пояснили "РГ" в Межрегиональном Союзе медицинских страховщиков (МСМС). - Пациентам нередко предлагают оплачивать и другие виды анализов, диагностических и лечебных процедур. Хотя все они в рамках ОМС должны проводиться бесплатно". Проще говоря, за редким исключением, если какой-либо анализ, обследование или лечебную процедуру вам назначает ваш доктор и запись об этом есть в медицинской карте - все, никаких касс быть не должно.

"В случаях откровенного вымогательства и тогда, когда человек сомневается, правомочно ли ему предлагают за что-то заплатить, нужно обращаться в свою страховую компанию, к которой прикреплен пациент. Это та компания, которая выдала вам полис ОМС, - пояснил "РГ" представитель МСМС Сергей Плехов. - Страховщики обязаны действовать в интересах пациента. Если входящие в программу госгарантий виды медицинской помощи предлагают за деньги - это серьезное нарушение. Тем более что нередко медучреждение пытается заработать дважды: взяв плату с пациента, выставляет счет за эту же услугу страховой компании. Поэтому страховщики заинтересованы в получении подобной информации от граждан. Во многих компаниях открыты круглосуточные телефонные линии. Большинство спорных моментов, когда пациенты обращаются к нам за помощью, удается решить в досудебном порядке".

Инфографика: Антон Переплетчиков / Ирина Невинная

Что же делать, если деньги пациент уже заплатил? Есть ли возможность их вернуть? "Страховые компании уполномочены помогать пациентам урегулировать спорные ситуации с медучреждениями, - сообщила "РГ" исполнительный директор по экспертизе и защите прав застрахованных страховой компании Татьяна Серебрякова. - Только надо понимать, что нужно иметь документальное подтверждение того факта, что вас лечили за деньги. Если был заключен договор на предоставление платных услуг, пациенту понадобится предъявить копию договора. Может потребоваться выписка (копия записей) из амбулаторной карты. Если, например, проводилась оплата анестезии при посещении стоматолога, можно предъявить квитанцию и чек о внесении денег. Если больного направляли на стационарное лечение, а в больнице предлагали за что-то доплатить, может понадобиться направление на госпитализацию, в котором указано, что лечение проводится в рамках ОМС. По всем этим документам будет проведена экспертиза, какая именно услуга была оказана, правомочно ли было взимать за нее плату. Если факт оплаты подтвердится, медучреждение накажут штрафом. И главврач будет обязан урегулировать ситуацию с пациентом и вернуть ему деньги".

Правда, есть случаи, когда денежные поборы установить сложно. Все суммы, которые пациент передает врачам "налом", - это доказать практически невозможно. Кроме того, в договорах нередко стали прописывать мелким шрифтом пункт о том, что пациент предупрежден, что ту же самую услугу он имеет право получить по программе госгарантий за счет ОМС. В таких случаях получается, что пациент сам согласился платить.

Справка "РГ"

Предельные сроки ожидания (очереди)

при бесплатной медпомощи*

при первичной медико-санитарной неотложной помощи - не более 2 часов с момента обращения в медорганизацию;

для оказания специализированной и высокотехнологичной медпомощи (по программе ОМС) - не более 30 дней со дня выдачи направления на госпитализацию;

прием участковыми терапевтами и педиатрами, врачами общей практики - не более 24 часов с момента обращения (то есть запись должна быть или на сегодня, или в крайнем случае на завтра);

консультации врачей-специалистов - не более 14 дней со дня обращения пациента в медорганизацию;

обычные диагностические инструментальные и лабораторные исследования (рентген, маммография, функциональная диагностика, УЗИ и т.д.) - не более 14 дней со дня назначения;

некоторые виды дорогостоящих и сложных исследований (все виды КТ, МРТ, ангиография) - не более 30 дней со дня назначения.

*Установлены на 2016 год постановлением правительства РФ от 19.12.2015 г N 1382.

Советы

Что делать, если вам предлагают пройти в кассу

  1. При выдаче полиса ОМС вам должны предоставить памятку, в которой перечислены виды медуслуг и условия их предоставления, которые гарантируются государством в рамках ОМС, то есть бесплатно. Этот документ - хорошая "шпаргалка" при возникновении спорных ситуаций в медучреждении.
  2. Внести в контакты телефон вашего страховщика и не стесняться звонить в любое время. Информационные контакт-центры с "горячей линией" в большинстве страховых организаций уже работают круглосуточно.
  3. Платные медуслуги могут оказываться медорганизацией только на основе заключенного с пациентом платного договора. При этом пациента обязаны предупредить, что эта же услуга может быть получена им бесплатно по полису ОМС. Важно: отказ заключить договор не может быть причиной уменьшения видов и объемов помощи. Прежде чем соглашаться подписывать договор, нужно позвонить страховщику и проконсультироваться: очень часто та же самая помощь может быть получена бесплатно.
  4. Если вы действительно имеете право на бесплатную помощь (например, предлагаемое исследование вам могут сделать только через месяц, а за деньги - хоть сегодня), нужно обратиться к главврачу или его заму по лечебной работе. Если вопрос не решается - жаловаться в страховую компанию.
  5. Если необходима помощь в регионе, где гражданин постоянно не проживает (и его не принимают на лечение без оплаты), нужно обратиться в территориальный фонд ОМС, где находится медучреждение. В рамках базовой программы ОМС бесплатная помощь оказывается вне зависимости от того, где гражданин имеет постоянную регистрацию.