Существует небольшая авиакомпания-лоукостер со звучным именем "Победа". Это 100% дочка "Аэрофлота". Осуществляет она, в частности, перевозки в Вену. И действительно, не один "дед" говорит: "Спасибо за "Победу". Дело в том, что перелеты в Вену компанией Austria Airlines стоят от 17 000 руб. Перелеты самим "Аэрофлотом" стоят от 12 000 руб. А вот "Победа" берет за доставку в Австрию от 5000 (!) до 5600 (!) руб.
Как возможно это чудо? Элементарно!
"Победа" летит до Братиславы - от 4300 до 5000 руб. А оттуда автобусом (2 часа) - до Вены. Еще 600 руб.Вполне понятно, насколько это выгодно российским потребителям, выгодно и "Аэрофлоту" (компания-то его). Столь же понятно, что этот якобы "демпинг" невыгоден австрийским авиакомпаниям.
И австрийцы решили выкинуть конкурента с рынка. Бывают методы рыночной конкуренции, а существует и административный ресурс. Его и использовали наши австрийские партнеры. А именно - Минтранс Австрии придрался к тому, что "Победа" не является назначенным перевозчиком до Вены. И на этом основании требует запретить ей эти перевозки.
Рыночные мотивы австрийцев так же понятны, как и их нерыночные действия.
На самом деле "Победа" и не летает в Вену, поэтому де-факто и не является назначенным авиаперевозчиком до Вены. Она летает до Братиславы - а у словаков к ней претензий нет. Дальше начинается автобусное движение, которое, само собой понятно, в Австрию абсолютно свободно.
Итак, фактически претензия австрийской стороны безосновательна, как минимум - спорна. Кстати, "Победа" тут ровно ничего не изобрела. Именно такова практика всех лоукостеров. Например, сами австрийцы продают билеты "Париж - Москва", хотя реально перелет иной: Париж - Вена; Вена - Москва. Вообще по этой логике надо было бы запретить все "ломаные" перелеты.
Конечно, проблему можно снять - объявить "Победу" авиаперевозчиком до Братиславы, а оттуда автобусом до Вены. И убрать тем самым претензию к "назначенному перевозчику". Но австрийцы тоже мыло не едят - не зря цепляются! Ведь реклама - двигатель торговли. Одно дело, когда вам предлагают билет "до Вены", другое - "до Братиславы". Ясно, что хотя фактически ничего не меняется, но продажа билетов в этом случае резко снизится. Австрийским авиакомпаниям ровно это и нужно.
А "Победе" и российским потребителям ровно это и не нужно. В этой ситуации Минтранс Австрии стоит на стороне своих компаний, что вполне понятно и правильно. А вот Минтранс России стоит на чьей стороне? На стороне австрийцев? Соглашается с доводами Минтранса Австрии вместо того, чтобы жестко лоббировать свою "Победу" и интересы наших пассажиров?
Это немного менее понятно.
Особенно трогательно такая практическая деятельность, в том числе и некоторых других министерств, выглядит на фоне "борьбы за защиту суверенитета" и наклеек "Спасибо деду за Победу". Когда речь заходит о лоббизме своих интересов, политкорректные западные партнеры ведут себя без ложной скромности. Российский же чиновник обычно очень громогласен, когда попадает на ток-шоу в "Останкино", но куда как тих в реальных переговорах ...И еще одна пикантная подробность, уже "методологического" свойства. За 25 лет у большинства вменяемых людей все-таки ослабла иллюзия, что "здесь" - сплошная тьма взяток-откатов и адмресурса, а "там" - сияющий свет честной конкуренции, независимой от чиновников и рыночных законов, чистых, как слеза младенца, родители которого обанкротились. Но, во-первых, есть немалое число граждан, которые до сих пор все так же свято в этот катехизис верят. А во-вторых, что важнее, хоть Абсолютная Вера и умерла, но все-таки общее ощущение - осталось.
Что касается верующих, то о них и говорить нечего. Все сказано. "Блажен кто верует: тепло ему на свете". "Верую - ибо абсурдно". Ну и будут верить - что еще остается...
Тем более что эта секта "демшизоидных трясунов", кроме самих себя, никого не представляет. А вот с широким общественным мнением - дело другое.
Оно, безусловно, вполне влиятельно - как и должно быть популярное мнение. Но желательно, чтобы оно - именно поэтому - было способно адекватно воспринимать реальность и не подгонять факты под исходные схемы, а наоборот - менять эти схемы под влиянием фактов.
Безусловно, прямой коррупции в ЕС (особенно в Северной Европе и в той же Австрии, Германии) много меньше, чем в России. Но хватает других совершенно нерыночных механизмов - и административного лоббирования, и давления профсоюзов, и "политической целесообразности". Из-за которой еще задолго до всей истории на Украине России, например, не дали купить компанию "Опель". Из-за которой попал под санкции первый российский лоукостер "Добролет" - только за то, что летал в Крым, как и все остальные авиакомпании. Видимо, как-то особенно сильно боятся российских лоукостеров на Западе и готовы любыми способами вставлять им палки в колеса, раз уже второй раз именно бюджетный перевозчик становится объектом претензий.
В общем, всего этого на Западе предостаточно. А бюрократического регламентирования и жизни вообще, и бизнеса в частности - даже больше, чем в России. Сегодня - при всем известных уродствах нашей Системы - бизнес, особенно мелкий и средний, в России часто куда свободней от административных рогаток, чем в ЕС.
И история о том, как государство Австрия цепко, жестко и совсем не "по-рыночному" борется с нашей компанией, отстаивая интересы своего частного бизнеса, - хороший тому пример.