Новости

08.09.2016 21:53
Рубрика: Культура

Крысы и романтики

Венецианский фестиваль готовится подвести итоги
73-я Венецианская Мостра - поистине фестиваль возвращений. Фильм открытия "Ла Ла Лэнд" - это возвращение к мюзиклу "золотого века". "Свет в океане" и "Франц" - возвращение мелодрамы образца 40-50-х. Состоялось и возвращение когда-то всеми любимой итальянской комедии с катастрофическим темпераментом героев, семейной жизнью, подобной катаклизму, с пулеметными диалогами и неповторимой мелодикой речи. Это фильм Роана Джонсона "Пьюма".
Кэйт всего 18, столько же будущему отцу, Ферро, и они не планировали так круто менять свою жизнь. Фото: Пресс-служба Венецианского кинофестиваля Кэйт всего 18, столько же будущему отцу, Ферро, и они не планировали так круто менять свою жизнь. Фото: Пресс-служба Венецианского кинофестиваля
Кэйт всего 18, столько же будущему отцу, Ферро, и они не планировали так круто менять свою жизнь. Фото: Пресс-служба Венецианского кинофестиваля

Пьюма - имя малышки, которая скоро должна родиться у Кэйт. Она еще не явилась на свет, но уже стала источником вулканических страстей. Кэйт всего восемнадцать, столько же будущему отцу, Ферро, и они не планировали так круто менять свою жизнь. Собирались оттянуться с друзьями в Марокко, танцевать, балдеть, заниматься сексом, а тут - пеленки, проблемы, обязанности. Надо знать комедии времен Витторио Де Сика, чтобы представить себе, сколько невероятных поворотов умеют из всего этого извлечь драматурги, режиссеры и актеры Италии. В "Пьюме" вернулась потребность в лицедеях ярких, бенефисных, которым не жалко отдать авансцену, уведя режиссерские штучки-дрючки в тень, - как требовал классик, "умереть в актерах". Играют азартно, поджигают друг друга, смешны выражения лиц, реакции, мизансцены и градус накала, когда любой невинный спор срывается в катастрофу на грани инфаркта. Хороши все актеры, но особо хочется порадоваться приходу нового поколения. 17-летний Луиджи Феделе в роли Ферро - это юные Мастроянни и Гассман в одном лице: он эмоционально подвижен, необычайно органичен, и у него хорошие перспективы в итальянском кино. Под стать партнеру и 18-летняя Блю Йошими Ди Мартино в роли Кэйт, тонко передавшая стремительное взросление будущей матери. Отлично разработан сценарий - в диалогах бездна оттенков, парадоксов и неожиданных поворотов, их слушать интересно и весело. Чувствуется, что Роан Джонсон по первой профессии драматург - он знает, как это важно и как это делается.

Одним из сюрпризов Мостры стал успех "Почетного гражданина" режиссеров из Буэнос-Айреса Гастона Дюпрата и Мариано Кона. Писателю Даниэлю Мантовани вручают Нобелевскую премию по литературе. Лауреат теперь на разрыв: его зовут читать лекции в Рим, Лондон и Токио, его везде хотят видеть, слушать, интервьюировать. Он отвергает все предложения и откликается только на одно - из его родного Саласа, аргентинского села, откуда он начал путь в литературу. Односельчане хотят вручить именитому земляку медаль почетного гражданина Саласа.

И начинается путь в прошлое. Встречи с давними друзьями, старой любовью, родными пейзажами. Сначала это очень смешно: трогательно наивные нравы, приветствия местных пожарных, немудреные подарки, среди которых банка с персиковым компотом, картины местных живописцев, которые гость должен отобрать на конкурс. С этих картин, вызвавших хохот в зале, и начнется второй, зловещий акт действа: комедия перерастет в драму нравов и завершится форменной травлей литературной "крысы", осмелившейся в своих книгах поставить перед родным селом нелицеприятное зеркало.

Это уже больше, чем комедия нравов, это - напоминание о пропасти между интеллектуальной частью общества, движущей цивилизацию вперед, и заскорузлым большинством, ни к какому развитию не способным, но агрессивным и скорым на решения. Напоминание о том, как мало люди по обе стороны пропасти знают друг о друге и как обречены мечты романтиков с помощью искусства сделать мир чуть менее кошмарным - зерна падают в человеческой пустыне, ровно ничего в ней не меняя. И пока есть на земле вот такое село Салас, все нобелевские радости останутся утехой для немногих: малая родина все равно будет забрасывать чужаков тухлыми яйцами. И, если повезет, их отстреливать...

Последние дни Мостры ознаменовались громкими премьерами работ Андрея Кончаловского "Рай" и Терренса Малика "Путешествие времени". Прошла ажурная экранизация Мопассана - "Жизнь" Стефана Бризе, сегодня покажут "По млечному пути" долго молчавшего Эмира Кустурицы. В голосовании и критиков и публики пока лидирует мюзикл "Ла Ла Лэнд" Дэмьена Шазелла - что подтверждает неутоленную потребность в почти угасшем музыкальном кино. В лидерах этих рейтингов также "Почетный гражданин" (2-е место), "Ночные животные" Тома Форда, "Прибытие" Дени Вильнева. Любимец нашей критики Франсуа Озон по рейтингам ходит в середнячках - думаю, это справедливо. Первые отзывы мировой печати на фильм Андрея Кончаловского сдержанны в оценках: хвалят работы оператора Александра Симонова и актрисы Юлии Высоцкой, но более критически относятся к сценарию и к "обдуманной старомодности" фильма. В субботу жюри под председательством британского режиссера Сэма Мендеса назовет победителей одного из самых сильных конкурсов Венеции.