Помните знаменитый диалог Бендера с Балагановым: "Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? - спросил Остап. - Сто рублей, - ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой". Вот и я вас хочу спросить: скажите, честно, сколько вам нужно денег для счастья?
Юрий Бузиашвили: Счастье - это возможность делать людей вокруг себя счастливыми. Человек рождается, чтобы быть счастливым. Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым. Для начала процитирую А. Блока:
"...И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на полжизни не хватило.
И только с нежною улыбкой
Порою будешь вспоминать
О детской той мечте,
о зыбкой,
Что счастием привыкли
звать!"
Почему зыбкой? Это зависит от ситуации, в которой я в тот или иной момент нахожусь, от людей, которые меня окружают, от целей, которые я ставлю перед собой, и от состояния общества, в котором я живу. Если я скажу, что я абсолютный альтруист, что мне совершенно безразлично, в каком доме я живу, на какой машине езжу, как одеваюсь, где провожу отпуск, - это будет неправда. Думаю, что забота о собственной жизни является приоритетом, потом уже - обо всем остальном. На мой взгляд, только материально удовлетворенный человек способен к созидательной деятельности.
Значит, деньги могут сделать человека хоть чуточку счастливее?
Юрий Бузиашвили: В зависимости от ситуации. Иногда могут и спасти жизнь, иногда сделать счастливым, а порой и ввергнуть в депрессию.
А чего они не могут?
Юрий Бузиашвили: Они не могут сделать его дураком. Деньги как таковые не делают человека дураком. Они выявляют его дурость, если он дурак.
И все-таки сколько вам нужно для полного счастья?
Юрий Бузиашвили: Не знаю. Но я уверен, что большое количество денег, если бы у меня их было немерено, я бы потратил на благотворительность. Я очень уважаю тех мультимиллиардеров, которые по 60-70 миллиардов долларов отдали на благотворительность, оставив своим детям по миллиону-полтора. Обладатели крупных капиталов понимают, что большие деньги, пришедшие ниоткуда и вдруг, могут только испортить жизнь.
Помню, читал статью журналиста, который интервьюировал одного из богатейших людей. По дороге в свой дом он показывает журналисту стройку и с гордостью говорит, что его единственный сын здесь работает. На комментарий журналиста, что, наверное, нелегко руководить такой огромной стройкой, он ответил, что сын его работает рядовым инженером, одним из сотен, добавив, что ему предстоит унаследовать многомиллиардное состояние и что он хочет, чтобы его сын знал цену каждому доллару.
В какой мере деньги могут сделать вас если не счастливым, то хотя бы свободным человеком?
Юрий Бузиашвили: А они уже сделали это. Я из состоятельной семьи. Того, что оставил мой дед, и того, что заработал мой отец, будучи очень известным частнопрактикующим врачом в Западной Грузии, мне хватило надолго. После окончания института папа сказал: "Мне твой заработок не нужен, сынок. Учись, читай, самообразовывайся, самосовершенствуйся". Свои первые деньги, на которые стало возможно содержать собственную семью, я заработал в тридцать восемь лет. Почувствовал ли я себя после этого немножко счастливее и свободнее? Да, наверное. Деньги после воли Господа Бога - второй инструмент, который может сделать человека и здоровым, и счастливым, и свободным. Но есть одно ограничение - твоя совесть. Ты можешь обмануть всех, но никогда не сможешь обмануть себя. Когда утром бреешься и смотришь в зеркало, ты знаешь себе точную цену. Неправедно заработанные деньги рано или поздно порождают у тебя такой приступ презрения к себе самому, что ты начинаешь лихорадочно откупаться от этого. Атеизм, как известно, заканчивается после первой сильной тряски в самолете. Конечно, деньги - это путь к свободе, но не каждому удается заработать достойные деньги достойным путем.
Деньги дают свободу, но они же и закабаляют, разве не так?
Юрий Бузиашвили: Есть хорошее выражение: "Деньги - отличные рабы, но отвратительные господа". Покупая кровать, мы не можем купить сон, лекарством - здоровье, а сексом - любовь (вспомните фильм "Непристойное предложение"). Если вы допускаете, что деньги начинают вами владеть... Помните у Киплинга: "И если ты своей владеешь страстью,/ а не тобою властвует она,/ и будешь твёрд в удаче и несчастье,/ которым, в сущности, цена одна...". Если деньги берут вас в плен, вы не будете счастливы. В одном короткометражном фильме Жан Габен играл очень богатого человека, который стоит в роскошной яхте, в шелковом халате, держит позолоченную удочку, рядом огромное серебряное ведро, в котором плавают две рыбешки. Яхта обита красным деревом, на тенте лежит молодая красивая девушка и вожделенно смотрит на него. А он хмуро взирает на поплавок, удит рыбу. И вдруг мимо проплывает баржа, гонит волны, он нехотя поднимает глаза, видит молодого моряка в тельняшке, который стоит по пояс в рыбе, и, обращаясь к девушке, этот супербогач говорит: "Видишь, кому-то все, а кому-то ничего". Есть хорошая грузинская поговорка: "Глаза были бы друг другу врагами, если бы их нос не разделял". Зависть... Ее надо, как раба, выдавливать из себя по капле.
Деньги играют не последнюю роль в том, чтобы человек ощущал себя счастливым. Значит, счастье в каком-то смысле можно купить?
Юрий Бузиашвили: Безусловно. Но счастье - вещь очень эфемерная. Его можно сравнить с расточительной женой, которая разоряет семью, куда приходит. Вы можете три года, пять, десять лет идти к цели, а насладиться достигнутым всего за две минуты. Помните феерический эпизод из фильма "Бег", когда генерал Чарнота обыграл в карты Корзухина: "Я выиграл столько денег, отчего мне так грустно?". Счастье требует ежедневной подпитки. Ведь это эмоция человеческого мозга, такая же, как вдохновение, озарение, муза. Нам исходно всем дан одинаковый анатомический и физиологический мозг. Что судьба и мы с ним творим - это везение или невезение, которое во многом зависит от нас. Если вы его не подпитываете каждый день, оно улетучивается. Ведь счастье долгим не бывает, оно всегда в прошлом. Кто-то может один день наслаждаться новой машиной, но после проезда по грязной улице она потеряет шарм своей новизны, потребует мойки. И владелец этой машины уже хочет чего-то другого для счастья. Так устроен человек. А вот дорога к счастью - это и есть творчество, которое доставляет человеку огромное удовольствие. Великие художники, композиторы, поэты поймали этот миг озарения (в моем понимании это и есть счастье) и создали шедевры.
В богатых странах живет больше счастливых людей, чем в бедных. Это, наверное, тоже о чем-то говорит?
Юрий Бузиашвили: Недавно один московский чиновник, участвуя в одной из телепрограмм, где шла речь о качестве продовольствия в столице, видимо, не понимая, что говорит, изрек: "Вы поймите, Москва - огромный мегаполис, его весь нельзя обеспечить качественными продуктами". Он сказал то, что всю жизнь скрывал от населения, не мог произнести, но на экране проговорился. К примеру, Америка, безусловно, богатая страна. Она обеспечила свое население всем минимально необходимым для жизни. Но богатство страны не определяется уровнем потребления. Оно определяется ее творческим вкладом в мировую цивилизацию. Израиль - богатая страна? Я бы сказал - очень. По концентрации интеллекта на душу населения в мире она, на мой взгляд, в числе лидеров. Сегодня наш соотечественник записывается в Израиле на прием к врачу, нашему же соотечественнику, получившему знания у нас, защитившемуся у нас, только работающему в Израиле, в другом статусе и другом медицинском сообществе. Разве это нормально?
Уверенность в завтрашнем дне входит в понятие счастья?
Юрий Бузиашвили: Конечно. Уверенность в завтрашнем дне - один из самых важных показателей счастья.
Эту уверенность тоже ведь дают деньги.
Юрий Бузиашвили: Нет, не только деньги. Уверенность в завтрашнем дне - это возможность творчески реализоваться, возможность завершить начатое дело и приступить к новому. Уверенность в завтрашнем дне - это когда вы точно знаете, что даже если вас не будет, ваши дети и внуки не останутся нищими и голодными. Уверенность в завтрашнем дне - это когда вы не боитесь, что из-за мелкой суммы вас сожрут ваши же сородичи. Уверенность в завтрашнем дне - это когда вы сознаете, что живете в демократическом обществе, где ваши права защищены и никакой начальник не может с вами поступить как со скотиной. Мало параметров? Думаю, достаточно. Но многие мужчины продолжают копить богатства для будущих мужей своих жен, отдавая деньгам всю внутреннюю энергию.
Кому-нибудь счастье дается даром?
Юрий Бузиашвили: Кому-нибудь дается. Но потом все равно приходится платить. За счастье всегда надо платить. Особенно за счастье, доставшееся даром. Омар Хайям написал: "Двери этой обители: выход и вход./ Что нас ждет, кроме гибели, страха, невзгод?/ Счастье? Счастлив живущий, хотя бы мгновенье./ Кто совсем не родился - счастливее тот". В этом четверостишии ответ на все вопросы, которые вы сейчас задали. Человек, живущий на свете, счастлив уже тем, что каждый день, избегая капризов политиков, не сгорает в ядерном ударе. Конечно, за счастье надо платить. Кто-то смотрит на меня, работающего по двенадцать часов в сутки, и думает, что я раб своей профессии. А я считаю, что это счастье - работать по двенадцать часов, получая от этого удовольствие. Объективности ради сказал бы так: за счастье надо платить, но той ценой, которая тоже приносит счастье. Два пути есть к счастью: внешний - быт, окружение и внутренний - духовный. Внешняя часть без внутренней не может длиться долго. Пути же достижения счастья - это большой и спорный вопрос. Нас на лекциях по психиатрии учили, что в организме есть процессы возбуждения и торможения. Профессор объяснял на примерах: у кого не возникало желания подойти к бородатому и потянуть его за бороду или неприятного человека толкнуть в зад ногой? Но мы же тормозим эти процессы. А теперь представьте расторможенного человека, который делает все, что ему хочется. Для хулигана счастье - вести себя разнузданно. А для меня счастье - работать и лечить людей. Каждый по-своему понимает счастье и по-своему за него платит. Хулиган - годами, проведенными за решеткой. Врач-хирург - постоянным физическим и эмоциональным напряжением. Нет ничего такого в жизни, за что не надо было бы платить. Тем более - за счастье.
Супербогатые люди нередко сводят счеты с жизнью. Самоубийства звезд шоу-бизнеса, например, происходят с трагической регулярностью. Большое богатство не приносит большого счастья, а подчас становится причиной душевного разлада.
Юрий Бузиашвили: Помните фильм "Унесенные ветром". Чуть перефразируя его название, я скажу так: принесенное ветром - ветром же будет унесено. Погоня за полным счастьем часто оборачивается несчастьем. Потому что ни полного, ни постоянного счастья не бывает. Это касается всех, кому судьба дала кратковременную творческую удачу и успех. Но успех, он, как наркотик, требует постоянной подпитки. Поддерживать достигнутый уровень очень трудно. И здесь начинают влиять факторы личного свойства. У меня в диагностике заболевания у пациентов присутствует определение "бывший", которое порождает невроз. Это может быть большой чиновник, с большими звездами генерал, спортсмен, артист - любой человек, гоняющийся за призраком былого величия. И лечить таких людей очень сложно, хотя понять очень легко. Многим судьба дала шанс в молодости стать известными, что почти всегда сопровождается привалившим достатком. Но сколько мы знаем потерянных после краткого успеха жизней и биографий!
Почему покупка нового автомобиля или даже новой квартиры приносит минутную радость, но не дает устойчивого состояния счастья?
Юрий Бузиашвили: Счастье - это как подъем по лестнице. Там, как в игре "Кто хочет стать миллионером?", есть "несгораемые цифры". Такие площадки. Вы идете наверх, идете, идете, и есть площадка, на которой вы можете остановиться и жить. Человек обычно не останавливается, все время идет дальше. И чем выше он забирается, тем больше у него шансов сорваться вниз. Почему автомобиль не приносит счастья? Потому что он обеспечивает лишь одну сотую часть ваших желаний. Вы закрыли эту клеточку, но с ее закрытием сразу открылись еще три. Ведь, купив автомобиль определенного класса, вы должны потом соответствовать этому автомобилю своим статусом, уровнем жилья, качеством одежды... Расскажу историю моей хорошей подруги. Она иммигрировала в Израиль, я ее не видел восемнадцать лет. Встретились в Чехии, в Карловых Варах, и она мне рассказала: "Юра, я уехала из-за того, что у меня не было квартиры. Я всю жизнь мечтала иметь двухкомнатную. Я ложилась спать с этой мечтой и представляла, как я ее обставлю, какие статуэтки поставлю, какие занавески повешу. Этой мечтой я жила всю жизнь. Я очень тяжело работала восемь лет (она была гидом), и мне удалось купить не двухкомнатную, а трехкомнатную квартиру. Я ее обставила точно так, как мечтала всю жизнь. Я поставила именно те статуэтки, повесила именно те занавески. Ты знаешь, сколько я была счастлива? Ровно три секунды. Потом, заметив, что занавеска загнулась, подошла ее поправить и увидела, что на соседней вилле собирается вечеринка, и "роллс-ройсы" въезжают в ворота. И моя трехкомнатная квартира вмиг превратилась в тыкву. Я поняла, что погоня за счастьем в виде хорошей квартиры или дорогого автомобиля - это путь в никуда". Да, это путь в никуда.
Я амбициозный человек. Но, выехав однажды на МКАД, я четко понял, что в чем-то быть первым на Земле удалось только Адаму. Что бы мы ни делали, мы не можем быть первыми, ибо "ничто ни ново под луной" и "по МКАДу" до нас уже кто-то проехал. Амбиции должны быть разумны. Потому что, едва достигнув очередной "площадки" жизни, ты сразу видишь другую, еще более высокую, идти к которой намного сложнее.
Что такое вообще погоня за счастьем?
Юрий Бузиашвили: Это жизнь. Насыщенная, плодотворная жизнь. И нужно иметь инструменты, чтобы за счастьем гоняться. Если у вас нет ружья, выходить на охоту бессмысленно. Но если оно у вас есть, появляется шанс иметь добычу. Человек, желающий обрести счастье, но не имеющий для этого инструментов, - просто мечтатель, а не счастливец.
Что вы называете инструментами?
Юрий Бузиашвили: Это образование, профессиональная квалификация, интеллект, творческая энергия. Это ваша статусность, наконец.
Лев Толстой сказал: "Счастье есть удовольствие без раскаяния". Вы согласны с таким пониманием счастья?
Юрий Бузиашвили: Безусловно. Если вы обрели огромное количество денег, а потом задумались о том, КАК вы их обрели, и вас пронзил жгучий стыд... Когда голодный человек садится за стол, его первое желание - насытиться. По мере насыщения он начинает задумываться, а то ли он ест. Потом начинает замечать, а тем ли он ест - сервировка. Потом начинает смотреть, хорошо ли накрахмалены скатерти, салфетки, чисты ли они. Наконец, начинает задавать себе вопрос, а те ли люди окружают его за столом, и только потом - с достаточным ли уважением они к нему относятся. Это все сравнимо с поступью человека, идущего к счастью.
Жизнь ставила вас когда-нибудь перед выбором: ради счастья пожертвовать деньгами или ради денег пожертвовать счастьем?
Юрий Бузиашвили: Она не то что ставила, она меня постоянно ставит перед таким выбором. Не богатство делает человека счастливым, а счастье делает человека богатым. Кто-то строит дом и порой два-три месяца ждет, пока накопит деньги, чтобы продолжить строительство. А некоторые люди с постройкой дома, занявшей у кого-то годы, могли бы справиться за четыре месяца, и еще в двадцать раз больше и лучше сделав. Не думаю, что им завидуют. По мне, лучше испытывать некоторую стесненность в средствах, чем иметь их избыток. У меня есть брат. Он давно уехал в Америку, там преуспел, живет в Лос-Анджелесе. Он фонендоскопом диагностировал то, что американский врач смог бы диагностировать ультразвуком, а потом компьютерной томографией. Когда он спас комедийную актрису Люсиль Болл, все американские газеты писали, что русский врач смог сделать то, чего не смогли бы светила американской медицины. Он жил в Беверли-Хиллз, это один из самых красивых уголков мира. А потом он улучшил условия жизни, переехав к океану в дом, стоящий на горе. Это была сказка. Я приехал к нему в гости, его жена Нана показывает мне дом. Огромный дом с двумя бассейнами. Потом вдруг говорит: "Знаешь, Юр, мы, наверное, скоро переедем отсюда, возьмем квартиру в городе". Я говорю: "Наночка, что? Финансовые проблемы?" - "Нет, просто так невыносимо кричат эти пустые комнаты уехавших детей, что в этом доме жить невозможно". И тогда я понял, что лучше испытывать дефицит жилплощади, чем иметь дачу, на которую нет времени поехать. Лучше, чтобы всегда чего-то не хватало, чем иметь избыток.
По данным ВЦИОМ, индекс счастья в России достиг исторического максимума за последние 25 лет и составляет 78 процентов. Именно столько опрошенных считают себя счастливыми людьми. Проводился и другой опрос: "Сколько денег в месяц, по вашему мнению, нужно семье из трех человек, проживающих в вашем населенном пункте, чтобы жить нормально?" В результате средний желаемый доход составил 72 тысячи 700 рублей. Вот почему наши люди небывало счастливы. Им очень мало надо для счастья.
Юрий Бузиашвили: Запросы у людей разные. Кому-то 72 тысяч 700 рублей на семью из трех человек вполне достаточно, а кому-то мало. Как бы то ни было, Россия сильная страна. А сильна она еще и долготерпением народа.
Социологи отмечают также, что деньги способны сделать человека счастливым только при переходе из крайней нищеты в средний класс, а дальше они уже не оказывают существенного влияния на социальное самочувствие. Радоваться своему счастью способны только нищие и голодные?
Юрий Бузиашвили: Мне нравится анекдот. Один мужик стоит перед алтарем: "Господи, помоги моему бизнесу". А другой рядом молится: "Господи, дай на бутылку". - "На тебе, и не отвлекай Господа". Каждому свое в этой жизни. Америка богатая страна. Минимум жизненных потребностей своих граждан она удовлетворила. Там может быть бунт на расовой основе, на правовой, религиозной, на какой угодно, но там никогда не будет социального бунта из-за отсутствия у людей еды и одежды. У американцев свой индекс счастья, у россиян - свой.
Так все же... Счастье можно купить?
Юрий Бузиашвили: В какой-то мере - безусловно. Даже не можно, а нужно. За счастье нужно бороться. Его нужно выкупать у жизни, которая не щедра на подарки и требует платы за все. Уместно вспомнить разговор учителя и ученика. "Учитель, кто более велик - богач или мудрец?" - "Мудрец", - ответил учитель. "Но почему тогда мы чаще видим мудрых у дверей богачей, чем богатых у дверей мудрецов?" - "Мудрецы понимают ценность богатства, а богатые не понимают цену мудрости". Приблизиться к счастью может только мудрый человек.
Визитная карточка
Юрий Бузиашвили - заместитель директора Института кардиохирургии имени В.И. Бураковского Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, руководитель клинико-диагностического отделения, академик РАН, с 2011 г. по 2013 г. - главный кардиолог г. Москвы. Родился в 1954 г. в Кутаиси. В 1977 г. окончил 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. С 1977 г. по 1982 г. проходил клиническую ординатуру и аспирантуру в НЦССХ им. А.Н. Бакулева и остался в нем работать. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию. С 1999 г. - заместитель директора по научной работе Института кардиохирургии им. В.И. Бураковского; с 2004 г. - член-корреспондент РАМН. С 25.05. 2007 г. - действительный член РАМН. 27.03.2014 г. присвоено звание академик Российской академии наук.