ООО "Транснефть - Дальний Восток" ведет перекачку углеводородного сырья по второй очереди магистрали "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2) на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и российские нефтеперерабатывающие заводы. В его составе два районных нефтепроводных управления (РНУ) - "Дальнереченск" и "Белогорск". В зоне ответственности последнего сегодня находятся три нефтеперекачивающие станции (НПС), в штате каждой - порядка 85 человек. Но скоро здесь, как, впрочем, и в "Дальнереченске", появятся новые производственные площадки.
- В ближайшем будущем запланировано увеличение объемов транспортировки. Для этого в эксплуатацию на нашем участке трассы ВСТО-2 введут еще четыре станции, а значит, потребуются новые кадры, - говорит начальник управления РНУ "Белогорск" Данир Ахмеров.
Когда ООО "Транснефть - Дальний Восток" только образовалось, около 70 процентов специалистов для работы на предприятии были приглашены из дочерних обществ компании "Транснефть". И это понятно: на Дальнем Востоке в то время не было ни нефтетранспортной отрасли, ни специальностей для нее. Здесь никто и понятия не имел, что такое линейные трубопроводчики или товарные операторы… Для новой сферы экономики срочно потребовались новые люди - ответственные и грамотные профессионалы. Ведь нужно учитывать, что речь идет о технически сложнейших объектах.
Прошло несколько лет, и сейчас ситуация в корне поменялась: три четверти работников - это местные жители, ставшие квалифицированными специалистами "Транснефти". Обучение рабочего персонала и сотрудников среднего звена компания проводит в трех заведениях: Тюменском нефтепроводном профессиональном лицее, Томском промышленно-гуманитарном колледже и Амурском многофункциональном центре профессиональных квалификаций в Белогорске. Последний стал базой для подготовки специалистов из числа жителей Дальнего Востока. После завершения учебы студенты сдают экзамены на профессиональный минимум и получают свидетельство о допуске к работе на предприятиях "Транснефти".
Порядка 500 специалистов в скором времени потребуется для работы и на трех новых нефтеперекачивающих станциях отвода от ВСТО до нефтеперерабатывающего завода Комсомольска-на-Амуре. "Транснефть" ведет работу по строительству отвода с начала 2016 года.
- Работать здесь предстоит вахтовым методом, - уточняет заместитель генерального директора предприятия по товарно-транспортным операциям Азамат Хабибуллин. - Понадобятся операторы станций, машинисты технологических установок, электромонтеры по обслуживанию оборудования. Чтобы их набрать, за несколько месяцев до завершения строительства в населенных пунктах, расположенных вблизи НПС (Литовко, Санболи, Болонь, Эльбан), начнется кампания по подбору персонала. Обучаться набранные работники будут за счет предприятия по целевой программе.
Не меньше, чем квалифицированные рабочие, предприятию нужны и инженерные специалисты. Давние и тесные связи у ООО "Транснефть - Дальний Восток" с высшими учебными заведениями.
- Сегодня ведущие вузы Дальневосточного федерального округа (Тихоокеанский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Дальневосточный государственный университет путей сообщения) готовят кадры для нашей сферы, - говорит начальник НПС №34 Георгий Корякин. - Я очень рад, когда студенты этих вузов, побывавшие у нас на практике, потом к нам же и приходят работать.
Договор о сотрудничестве Дальневосточного федерального университета и компании "Транснефть" действует уже несколько лет. Благодаря этому партнерству преподаватели Инженерной школы получают гранты, студенты ежегодно проходят практику на нефтегазовых объектах и предприятиях Дальнего Востока, а выпускники получают там престижную работу. Именные стипендии лучшим студентам ДВФУ "Транснефть" вручает с 2014 года.
В этом году на производственных площадках ООО "Транснефть - Дальний Восток" впервые прошли учебно-ознакомительную практику первокурсники федерального университета. Для студентов же третьих курсов практика давно стала традиционной - на объектах транспорта нефти они выполняют индивидуальные задания.
Кроме того, в системе образования "Транснефти" скоро появится новый этап, начальный - для самых юных. В нескольких школах региона откроются профильные классы.
Никакие стенды, модели и обучающее оборудование не заменят возможность лично увидеть высокотехнологичные объекты и послушать комментарии специалистов. Недавно студенты Академического колледжа при Амурском государственном университете побывали с экскурсией на нефтеперекачивающей станции №27, которая расположена около села Екатеринославка, райцентра Октябрьского района. Это профориентационное мероприятие прошло в рамках договора о сотрудничестве между учебным заведением и РНУ "Белогорск".
- Ребята уже практически профессионально интересовались автоматикой на объекте, - рассказывает начальник НПС №27 Владимир Самусенко. - Они спрашивали и о потребляемой электроэнергии, и о производственных мощностях, и о социальных аспектах работы в "Транснефти".
- Студенты и школьники - это наши потенциальные кадры. Мы помогаем им сориентироваться в выборе будущей профессии, - отмечает заместитель директора РНУ "Белогорск" по общим вопросам Павел Филиппов.
Но, как оказалось, посмотреть на объекты компании полезно не только студентам, но и профессорам.
- К сожалению, преподавательскому составу пока не хватает практического опыта, - объясняет Георгий Корякин.
И вот весной 2016 года на нефтеперекачивающей станции №41 трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" побывала основная часть профессорско-преподавательского состава кафедры "Нефтегазовое дело и нефтехимия" Дальневосточного федерального университета. Кстати, некоторые из приехавших несколько лет назад участвовали в выборе площадок для строительства объектов магистрали ВСТО, а на НПС они прибыли впервые.
- Такие посещения объектов должны быть чаще, - убежден заведующий кафедрой "Нефтегазовое дело и нефтехимия" ДВФУ Александр Гульков. - Мы наяву увидели самое современное оборудование, то, которое мы изучаем только теоретически. А еще поняли, что многое упускаем. Сейчас нужна более тесная связь вузовского образования и науки с реальным производством, с практикой.
Конкурсы профессионального мастерства стали в ООО "Транснефть - Дальний Восток" традиционными. Соревнования проходят по несколько раз в году, на них встречаются лучшие рабочие различных специальностей из Еврейской автономии, Хабаровского, Приморского краев и Амурской области.
- Собирать на конкурс профессионалов стало уже доброй традицией, - отмечает Таяр Бектимиров, заместитель генерального директора по управлению персоналом и общим вопросам ООО "Транснефть - Дальний Восток". - В этом году более половины конкурсантов в состязаниях участвуют впервые. А это значит, что квалифицированных работников в нефтетранспортной отечественной отрасли становится с каждым годом все больше.
- Мы все работаем на Дальнем Востоке, и мне нравится, что можно оценивать профессионализм друг друга, - говорит участник одного из конкурсов Александр Локайчук из Биробиджана.
Конкурс - что экзамен: слесари, сварщики и трубопроводчики выполняют задания, указанные в билете. Каждому обычно предстоит пройти два этапа состязания - практический и теоретический. При этом вопросы билетов призваны выявить уровень подготовки специалистов не только в профессиональной сфере, но и в области охраны труда, пожарной, промышленной и электробезопасности.
Слесарям по ремонту технологических установок могут предложить собрать ротор магистрального насоса, электрогазосварщикам - сварить стыки катушек из труб. Для проверки качества сварки строгая комиссия применяет три вида контроля: визуальный, ультразвуковой и радиографический. Половина присуждаемых баллов зависит от соблюдения мер безопасности.
Часть заданий конкурсанты выполняют на заранее изготовленных стендах, имитирующих реальные производственные условия. Например, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике находит и старается устранить неисправности в системе управления. На практическое задание отводится час. Как говорят участники состязаний, неполадки, которые им приходится исправлять, могут встретиться и в ежедневной работе. Поэтому умение оперативно и без ошибок справляться с заданием - главный показатель профессионализма.
- Хочется отметить, что уровень участников одинаково высокий и определить сильнейшего обычно непросто, - говорит Михаил Донской, заместитель главного инженера ООО "Транснефть - Дальний Восток".
Кстати, победа в конкурсе профмастерства нередко предшествует карьерному росту. Так, лауреаты кроме денежных премий получают прибавку к зарплате. А некоторые победители даже переходят на инженерно-технические должности.