В Новосибирске обсудили закон "Живой лес"

Сразу после летних каникул депутаты Законодательного собрания Новосибирской области приступили к рассмотрению одного из сложнейших вопросов. С 1 марта 2017 года в силу вступают нормы федерального закона № 218-ФЗ от 23 июня 2016 года "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в части совершенствования регулирования лесных отношений" - так называемый закон "Живой лес".

Разговоры о необходимости усилить контроль вывоза древесины ведутся уже около десяти лет. И впервые это поддержано на законодательном уровне.

Вместе с тем, как предполагают эксперты, могут возникнуть проблемы, связанные с реализацией закона.

- Для рассмотрения и предупреждения возможных негативных последствий, связанных с реализацией закона, в заксобрании создана рабочая группа. Ей поручено проанализировать результаты мониторинга выявления и обобщения проблем федерального закона № 218, - сообщил участникам круглого стола член комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям заксобрания Олег Мирошников, возглавивший работу по мониторингу.

Также в мониторинговую группу "Живой лес" вошли главы районов Виктор Аверин (Колыванский район), Виктор Франк (Болотнинский) и Сергей Евстифеев (Мошковский), представители отраслевых ведомств, руководители лесной отрасли, а также члены Общественного лесного совета при департаменте лесного хозяйства Новосибирской области.

Всего Госдума РФ шестого созыва приняла 25 поправок в Лесной кодекс. Они касаются многих аспектов лесопользования. О некоторых из них участникам круглого стола рассказал и. о. руководителя департамента лесного хозяйства Новосибирской области Вячеслав Дубовицкий. Он особо отметил, что в законодательстве появились отдельные главы, посвященные охране и воспроизводству лесов, а также их защите от загрязнения и иного негативного воздействия. Изменены статьи, касающиеся лесоустройства, охраны от пожаров, воспроизводства и восстановления лесов, аренды и купли-продажи участков насаждений.

- Законодатель ввел институт недобросовестных лесопользователей, которые не должны допускаться до аукционов и к аренде делян. Ведение реестров возложено на региональные власти, - сообщил Дубовицкий.

Серьезной проблемой для всех, кто ведет лесозаготовительную деятельность, станет необходимость подавать отчеты о деятельности, снабженные аэросъемкой или фотографиями с камер видеофиксации. Директор филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" Игорь Мураев отметил, что для выполнения аэросъемки должны быть соответствующая техника и квалифицированные специалисты.

- Занимаясь на протяжении многих лет этой деятельностью, мы убедились в достаточной объективности такого метода контроля за лесопользователями. Видеофиксация и аэрозондирование земли позволяют выявлять места незаконных рубок и самозахвата, привлекать нарушителей к уголовной ответственности и возмещению ущерба бюджету. И, главное, мы можем предотвратить своевольные рубки, - рассказал Игорь Мураев.

Кроме того, свои действия участники рынка должны фиксировать в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС). На это потребуются дополнительные немалые средства. Как считают новосибирские депутаты и представители лесничеств, небольшим предприятиям это не по карману. Кроме того, в отдаленных районах не везде есть мобильная связь и Интернет. Однако за несвоевременную подачу данных лесопользователям грозят огромные штрафы - сотни тысяч рублей.

- Декларации за электронной подписью должны подаваться постоянно, и со следующего года к этому добавляется аэрофотомониторинг, который должен производить каждый лесоразработчик. Это дорогостоящее мероприятие приведет к давлению на бизнес, на те же леспромхозы. И, в конечном итоге, на потребителя. Мы не должны рубить с плеча, необходимо понимать, как будут выполняться нормы закона, - прокомментировал Олег Мирошников.

Он обозначил еще одну проблему. Лесным кодексом запрещено рубить спелый, перестойный лес, который позволяет получать прибыль лесхозам. А многие предприятия находятся либо в стадии выживания, либо проходят процедуру банкротства. Они даже не смогут обеспечивать дровами население - тарифы очень низкие, работать приходится в убыток.

P. S.

Участники круглого стола внесли предложение: дополнить Лесной кодекс РФ положениями, учитывающими региональную специфику.

"Новосибирская область не является крупным поставщиком леса, как, например, Иркутская область или Республика Карелия. В основном лес у нас заготавливается для внутреннего потребления, для наших же жителей. Поэтому для таких регионов как Новосибирская область может быть введена более простая система документооборота и учета лесного фонда", - резюмировал депутат Олег Мирошников.