08.09.2016 13:55
Поделиться

В Госдуме поспорили, нужно ли реформировать СНГ

Роль и жизнеспособность СНГ попытались оценить участники "Открытой трибуны" в Госдуме, посвященной юбилею содружества. Организация не стоит на месте, и ей предстоит масштабная реформа - депутаты и чиновники поспорили, в каком виде ее проводить и стоит ли этим заниматься вообще.

С высоты прошедших 25 лет уже можно делать выводы, стала ли эта структура "инструментом мирного развода" республик или детонатором для развития на новом уровне, начал дискуссию спикер Госдумы Сергей Нарышкин.

Единого мнения на эту тему нет до сих пор, признал он. Однако история показала, что оба этих вектора имели место, считает Нарышкин.

Свои выводы о роли Содружества глава нижней палаты парламента уже подробно изложил в статье, опубликованной в "РГ" 8 сентября. Так что дал слово историкам, а также непосредственным организаторам работы СНГ на постсоветском пространстве.

Один из них - председатель исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев, который уже около 10 лет участвует в "строительстве" союза. "Когда вступал на пост 10 лет назад, думал, что это аморфная структура, искусственным путем созданная. Но когда глубже погрузился в сотрудничество стран, понял, что это не так", - поделился он.

Лебедев уверен, что считать СНГ только инструментом для "цивилизованного развода" неправильно. "Сначала эта роль была преобладающей. Но потом потребовались шаги для построения отношений в новом формате, - сказал он. - А заявления о том, что СНГ себя изжило, лишены основания, потому что сама жизнь диктует необходимость этой структуры".

Большинство государств осознают, что нужно сотрудничать, поделился Лебедев. Нас с коллегами по содружеству связывают исторические узы, родственные связи, а также географическая близость. "Это нелогично - не поддерживать хорошие отношения с соседом. Разумнее быть ближе с ними, чем с теми, кто живет за океаном", - рассудил глава исполкома.

Да и связи, оставшиеся с СССР, еще не разорваны, добавил он. Попытки, конечно, делает Украина, но нужно помнить, во что ей обошлась такая ошибка. 15 млрд долларов ущерба, которые страна понесла из-за разрыва связей с Россией за последние два года, - это цифра говорит сама за себя.

Стоять на месте не может ни одна структура, сказал также о перспективах Лебедев. 16 сентября на Совете глав государств СНГ в Бишкеке будет принято решение об адаптации СНГ к новым условиям. Документ, содержащий шаги по повышению эффективности союза, был подготовлен по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Кроме того, в Баку и Ереване в сентябре и октябре состоится целая серия встреч глав спецслужб, миграционных и пограничных служб стран СНГ.

То, что Содружество не "дискуссионный клуб", доказывает хотя бы тот факт, что в рамках СНГ принято 300 договоров и соглашений, которые имеют силу закона, продолжил тему Генеральный секретарь Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ Михаил Кротов.

Организация требует дальнейшей настройки, согласился с необходимостью реформирования директор Первого департамента стран СНГ МИД РФ Михаил Евдокимов. И в год своего председательства в Содружестве - 2017-й - Россия должна заняться как повышением эффективности структур СНГ, так и поднятием его авторитета в мире считает он. Среди других задач на год председательства - антитеррор, ликвидация торговых барьеров, добавил представитель внешнеполитического ведомства.

В рамках СНГ принято 300 договоров и соглашений, которые имеют силу закона

С тем, что реформа нужна в предложенном Назарбаевым виде, поспорил глава думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий. Он обещал серьезную дискуссию по этому поводу. Парламентарий выразил несогласие с тем, что некоторые институты СНГ устарели и требуют сокращения.

Например, инициатор реформы предлагает сократить статистический комитет СНГ, международный институт мониторинга развития демократии, который существует на площадке Межпарламентской ассамблеи (МПА) СНГ, напомнил Слуцкий. "Я бы в данном случае поспорил с патриархом евразийской интеграции, - продолжил он. В частности, последняя из перечисленных структур делает полезную работу, наблюдая за выборами, обобщая и анализируя избирательную практику. Другие структуры, подлежащие сокращению, тоже доказали жизнеспособность, добавил Слуцкий, обещав подробный анализ в ходе дальнейшего обсуждения реформы.

"СНГ для населения всех входящих в него стран, в том числе Украины и Молдовы, еще долго будет востребовано, хотя бы из-за безвизового режима", - рассуждал также глава комитета. Одну из главных заслуг СНГ Слуцкий видит в том, что оно обеспечило мирный путь получения суверенитета и независимости для бывших республик СССР при сохранении общих исторических и цивилизационных связей. "Прежде всего, СНГ не дало событиям на постсоветском пространстве в 1991 году пойти по югославскому сценарию", - заключил он.

Такой глобальный проект без проблем функционировать не может, признал, резюмируя обсуждение Сергей Нарышкин. Но путь Содружеством выбран правильный, считает он. И в наше время очень важно противодействовать попыткам извне "каким-то образом скомпрометировать и саму идею, и функционирование нашего большого института, международной организации СНГ", призвал спикер Госдумы.