08.09.2016 09:10
    Поделиться

    В Киргизии отмечает юбилей известный советский режиссер

    За 55-летнюю творческую жизнь мэтр киргизского кинематографа снял достаточное количество картин, которые сегодня входят в золотой фонд мирового кино. Однако Болот Толенович считает, что съемки главного фильма его жизни еще впереди. Своими творческими планами юбиляр, который отмечает 75-летие, поделился с "Российской газетой".

    Болот Толенович, у вас была мечта связать себя с кинематографом или, как часто бывает, все произошло случайно?

    Болот Шамшиев: Мне, наверное, судьбой было уготовано жить и работать в кино. Отец, Толен Шамшиев, был известным поэтом, видимо, и тяга к творчеству отсюда. Мама всю жизнь проработала врачом. Так что если бы Создатель не толкнул меня на режиссерскую стезю, лечил бы людей. Но однажды к нам домой пришел дядя и рассказал о друге, который поступил в Москве на операторское отделение ВГИКа. Потом спросил меня, не хочу ли тоже поступить во ВГИК, например, на факультет актерского мастерства. Мама, услышав, запротестовала. Она считала, что актеры непременно люди испорченные. Поэтому был вынужден ответить, что на актерский факультет не собираюсь, но буду поступать на режиссерское отделение.

    Не возникает желания подвести жизненные итоги, проанализировать ошибки, удачи, сделать выводы?

    Болот Шамшиев: Не оглядываюсь назад, живу будущим. У меня все нормально, полон творческих сил и планов. Единственное, немного обидно, что применить их за последние 25 лет было негде, мои профессиональные способности оказались не нужны моей родной стране. Звучит странно, но это так. К сожалению, все годы независимости оставался не у дел, возможности снять хороший фильм не дают.

    Не хотелось бы верить, но сложилось впечатление, что у нас волшебным образом появилась категория избранных режиссеров, которые без всяких конкурсов получают заказы и снимают один фильм за другим. Вы спросите, почему не обращаюсь к властям, не стучусь в двери высоких кабинетов. Представьте себе, стучусь, пишу письма. Но ни на одно до сих пор не получил ответа. Сейчас работаю над сценариями, но будут ли по ним когда-нибудь сняты фильмы, не знаю.

    У вас были проекты, связанные с Россией. Расскажите о них.

    Болот Шамшиев: Их несколько. Еще в 90-х годах написал сценарий о якутском народном герое Василии Манчаары. Это из серии фильмов о благородных разбойниках. Я усердно работал над сценарием. Тем более, что Василий был реальным человеком. Он жил в середине XIX века, выступал против гнета местных феодалов, был неоднократно изображен в произведениях русской и якутской советской литературы.

    Мне Василий Манчаары близок потому, что напоминает моего героя из фильма "Выстрел на перевале Караш", бедняка Бахтыгула. Тот честно служит своему хозяину, но в итоге оказывается лишь пешкой в чужой игре: становится жертвой интриг и предательства. Бахтыгула хотят посадить в тюрьму, но он уходит в горы и на перевале расправляется с господином, предавшим его. Народный дух всегда силен.

    Есть у меня сценарий о русской общине в Караколе. Как там жили люди и тянулись к культуре, строили по-настоящему демократическое общество, вместе противостояли тем, кто мешал создавать общее русско-киргизское культурное пространство. Но потом грянула трагедия 1916 года, когда все это и погибло.

    Кстати, позже именно в Караколе 20-х годов встретятся и полюбят друга друга киргиз Торекул и россиянка Нагима, будущие родители великого писателя Чингиза Айтматова. Об этом тоже нужно снимать фильм. Причем основана лента должна быть на реальных событиях. Необходимо использовать подлинные документы, пригласить маститых консультантов-историков, что, к сожалению, в последнее время наши кинематографисты игнорируют, отчего картины получаются поверхностными.

    Стране нужны такие работы, которые бы пополнили золотой фонд кинематографа Киргизии. Но, к сожалению, из картин, снятых в республике за последние 15 лет, ни одной выделить не могу. На каких фильмах будут воспитываться потомки? Что они увидят на экране? Компьютерные спецэффекты, бездушную игру актеров?

    Чего сегодня не хватает киргизскому кино?

    Болот Шамшиев: Талантов и системности. Все стихийно. Фильмопроизводство у нас на партизанском уровне. Режиссеры от природы творческие одиночки, но кто-то же должен думать на государственном уровне об организации кинематографического процесса. Таких попыток, увы, не наблюдается. Жаль, что сегодня в министерстве культуры практически никто не знает, что такое кинопроизводство. Как можно так жить?

    Во время работы над фильмами вы тесно сотрудничали с российскими коллегами по цеху. До сих пор поддерживаете связи?

    Болот Шамшиев: Конечно. Мы, к примеру, дружим с Никитой Сергеевичем Михалковым. Он собирался приехать ко мне на юбилей, но не позволило здоровье. Прислал видеообращение. Стараюсь общаться с Верой Глаголевой, Мариной Яковлевой и другими известными российскими актерами, которых считаю близкими друзьями. Благодарственное письмо к юбилею прислали президент гильдии кинорежиссеров РФ Марлен Мартынович Хуциев, президент госконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров. Особо дорого было поздравление главного хранителя киргизских киносокровищ - гендиректора Госфильмофонда РФ Н.М. Бородачева. Был у него в гостях, видел, с какой заботой хранятся в российских фондах киргизские художественные фильмы. А ведь возраст, например, одной только ленты "Зеленый фургон" составляет 80 лет!

    А кого из молодых киргизских актеров пригласили бы сегодня на главную роль, если бы появилась возможность снять фильм?

    Болот Шамшиев: Пока не знаю. У меня достаточно высокие критерии отбора. Главное требование - профессионализм. Но пока таких ребят, к сожалению, мало, поскольку, по сути, нет вуза, который бы готовил таких специалистов. Начинать ведь надо с азов, с элементарной актерской грамотности. Еще в советское время предлагал открыть у нас филиал ВГИКа, чтобы он стал культовым учебным заведением Центральной Азии, а занятия в нем проводили настоящие профессионалы. После развала Союза снова выступил с аналогичным предложением. Была задумка привлечь коллег - именитых драматургов, режиссеров, актеров, операторов из России, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана. У меня самого большой педагогический опыт, хоть, к сожалению, он и оказался не нужным стране.

    Если бы представилась возможность пригласить на главную роль мировую кинозвезду, кого бы выбрали?

    Болот Шамшиев: Я написал роман-антиутопию "Зона KG", где поднимаю тему так называемой вестернизации третьего мира. Некоторые считают такое явление глобализацией, но я конкретизирую: вестерн-зоны. Например, существовала промышленная зона с американскими технологиями. Потом по разным причинам производство закрылось, и люди, оставленные на произвол судьбы, образуют банды.

    Тем временем у старого голливудского актера, прославившегося ролями в вестернах, в горах Тянь-Шаня пропадает сын-летчик. Отец отправляется на поиски и попадает в "зону КG". Сюжет сложный, напряженный. Если бы появилась возможность реализовать роман на экране, на главную роль пригласил бы Леонардо Ди Каприо. Этот артист сегодня может сыграть все: и молодого, и старого, и американца, и, если хотите, киргиза. Его манера вживаться в роль уникальна.

    От редакции

    Центрально-Азиатское представительство "Российской газеты" от души поздравляет Болота Толеновича Шамшиева с 75-летним юбилеем и желает ему крепкого здоровья, счастья, а также творческих успехов.

    Досье "РГ"

    Болот Шамшиев родился в семье поэта Толена Шамшиева. С 1959 по 1964 год учился во ВГИКе в мастерской профессора Александра Згуриди. Будучи студентом, с успехом дебютировал в кино в качестве актера, сыграв главную роль в фильме Ларисы Шепитько "Зной". В 1965 году его дипломная работа - научно-популярный фильм "Манасчи" - была удостоена главного приза на Международном кинофестивале короткометражных фильмов в немецком городе Оберхаузене (International Short Film Festival Oberhausen).

    В 1990-е годы Болот Шамшиев создал киностудию "Саламалик". В 1995 году был главным режиссером грандиозного театрализованного представления, посвященного 1000-летию великого киргизского эпоса "Манас". После праздника он смонтировал отснятый материал, в результате получился кинодокумент, в котором предельно емко передано содержание объемного эпоса.

    Ключевой вопрос

    Такие фильмы, как "Восхождение на Фудзияму", "Волчья яма", "Снайперы", "Выстрел на перевале Караш", "Алые маки Иссык-Куля", "Белый пароход", "Ранние журавли" и другие, стали вашей визитной карточкой. Есть ли сейчас в ваших планах что-то такое, что в будущем может продолжить этот список?

    Болот Шамшиев: Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу высказать одну свою мечту. Киргизия вошла в Евразийский экономический союз, и это прекрасная возможность расширить наши культурные связи. Ведь, по сути, сейчас у нас нет ни одного крупного совместного проекта. Разовые акции - да, но не больше. А ведь кинематограф - искусство, которое видят миллионы людей. В свое время об этом еще Ленин говорил.

    Мною задуман большой исторический проект. Сейчас работаю над сценарием многосерийного фильма о тамплиерах. Речь в нем идет о судьбе как простых рыцарей-храмовников, так и высшего звена, в частности преемника Жака де Молэ, которого великий магистр подготовил перед своим арестом.

    Поделиться