Олег Иванович, биобанки, хранение в них биологических материалов перестали быть неким чудом, стало обычным сопровождением современной медицины...
Олег Аполихин: Не только медицины. Биобанкирование - одна из десяти идей, изменяющих мир прямо сейчас. Цель биобанка - сохранение уникального генетического материала, использование его для идентификации личности, для выявления предрасположенности к той или иной болезни, а в будущем - для лечения и сохранения качества жизни. Убедительнейший тому пример - разработанная в отделении новых медицинских технологий Медицинского радиологического научного центра им. А.Ф. Цыба - уникальная программа "Сохранение фертильности у онкологических больных". В рамках программы создан банк генетического материала онкобольных, имеющих риск снижения или даже потери фертильности в результате химиолучевой терапии, но желающих в будущем иметь детей. Это банк их спермы, ткани яичников, ткани яичка, ооцитов, эмбрионов. Сейчас в криобанке центра более 2000 образцов генетического материала. И количество пациентов, желающих сохранить свой биологический материал, растет.
При каких злокачественных заболеваниях производится криоконсервация генетического материала?
Олег Аполихин: Это, прежде всего, лимфомы, рак репродуктивных органов, саркомы мягких тканей, остеогенные саркомы и некоторые другие.
Цель хранения?
Олег Аполихин: Обеспечение онкологических больных репродуктивного возраста не только качественным и своевременным лечением, но также и высоким качеством жизни после завершения противоопухолевого лечения. Если пациент, страдающий онкологическим заболеванием, молод и планирует в будущем иметь детей, он должен знать, что химиолучевая терапия сопровождается снижением, а порой и потерей фертильности. Биострахование методом криоконсервации генетического материала до начала лечения подарит пациенту радость отцовства или материнства.
Кто может обращаться с просьбой сохранения половых клеток?
Олег Аполихин: В наше отделение, в наш криобанк может обратиться любой человек с онкологическим заболеванием, независимо от локализации опухоли. И не только с онкологическими заболеваниями репродуктивных органов. Чаще всего наши пациенты - это люди, которым планируется проведение химиотерапии или лучевой терапии по поводу лейкозов.
Как проходит процедура забора биологического материала?
Олег Аполихин: У мужчины для забора сперматозоидов используется та же процедура, что и при сдаче спермограммы. Ткань яичка у мужчины забирается во время небольшой операции под местной анестезией. У женщин процесс получения яйцеклеток требует выполнения лапароскопической операции под общей анестезией.
Есть какие-то ограничения на применение вспомогательных репродуктивных технологий у онкологических больных?
Олег Аполихин: Для мужчин таких ограничений практически нет. С женщинами ситуация сложнее. Мы не берем на сохранение клетки женщин, у которых рак яичников. Кроме того, каждой женщине, которой предстоит лечение с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, врач-онколог должен выдать разрешение. Так как процедура забора яйцеклеток связана с общей анестезией, то ее проведение может быть опасно для женщин с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. Кроме того, пациентам с вероятными наследственными формами рака мы советуем проводить предимплантационную генетическую диагностику эмбрионов для исключения различных патологий развития.
Процедура забора и хранения клеток бесплатна для пациента?
Олег Аполихин: Хранение материала (сперматозоидов, яйцеклеток, тканей яичника и эмбрионов) бесплатно для всех пациентов. До 2016 года процедура подготовки половых клеток к замораживанию также была бесплатной. Но в связи со сложной экономической обстановкой мы вынуждены взимать за это минимальную плату. Не бесплатна операция для забора яйцеклеток у женщин.
Как пациенты узнают о существовании такой возможности сохранения своего биологического материала?
Олег Аполихин: С каждым пациентом, обратившимся в нашу клинику для лечения онкологического заболевания, врач-онколог проводит беседу о том, что у нас есть возможность сохранить его репродуктивный потенциал.
А пациенты других клиник лишены такой возможности? Или ваш банк готов принять "чужаков"?
Олег Аполихин: Мы принимаем всех российских граждан, нуждающихся в подобной помощи, независимо от их места жительства и места прохождения лечения. Но обязательно должно быть направление в наш центр.