Идея конкурса принадлежит заместителю главного редактора "Российской газеты" Ядвиге Юферовой. Условия конкурса были объявлены в начале лета на портале "Год литературы", где он и проводился. Победители, занявшие 1-е, 2-е и 3-е место, получат призы от Creative Writing School: бесплатное обучение по одному из выбранных ими направлений Литературных мастерских для москвичей или прохождение курса онлайн для немосквичей. Гран-при - 7-дневное проживание на двоих в одной из гостиниц круглогодичного курорта "Роза Хутор" (Сочи) в период с 1 октября до 15 ноября 2016 года, а также грант от Creative Writing School в размере 50 000 руб.
Боже, как только не изгалялась русская критика, когда в 1899 году в декабрьском номере журнала "Русская мысль" вышел рассказ Чехова "Дама с собачкой"! И "безыдейным" его называли. И это в то время, понимаешь, когда общественные мозги кипели, как раскаленное на сковороде масло: что делать? кто виноват? куда развиваться России? И, разумеется, все критики обратили гневное внимание на то, что у рассказа нет конца. Ведь непонятно, что будет дальше с Дмитрием Дмитриевичем Гуровым и Анной Сергеевной Дидериц. И фамилию-то ей автор какую придумал нелепую - это нарочно, чтобы посмеяться над серьезнейшей проблемой равноправия женщин! Критик Буренин назвал "Даму с собачкой" водевилем с "ялтинскими любовниками", который "г. Чехов ошибочно принимает за драму". А Скабичевский (тот самый, что обещал Чехову пьяную смерть под забором и тем прославился на века, даже став своеобразным героем романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - на входе в ресторан в "Доме Грибоедова" Коровьев называет себя "Панаевым", а кот Бегемот - "Скабичевским", "почему-то указывая на свой примус"), трактовал чеховский рассказ как "безвыходную позорно-мучительную драму маленьких людишек". Ну хотя бы договорились между собой - драма или водевиль?!
Конечно, были современники, которые оценили рассказ. Например, Горький и Левитан. Из этого рассказа во многом выросли "Темные аллеи" Бунина. Набоков в одной из своих лекций сказал, что "рассказ в самом деле не кончается, поскольку до тех пор, пока люди живы, нет для них возможных и определенных разрешений несчастий, надежд или мечтаний".
Вот и над конкурсом "Дама с собачкой" поначалу смеялись. Я помню, как потешались (впрочем, беззлобно) ребята на "Эхе Москвы" в "Утреннем развороте", когда в "Российской газете" была напечатана информация о конкурсе. Ну, правда же смешно - правительственная газета и какая-то "Дама с собачкой", да еще и непрофессиональный конкурс, да еще и на "курортный роман", да еще и с поездкой в Сочи на двоих. И я, войдя в жюри конкурса, тоже смеялся, пока... Пока не понял простую вещь. Литература, хотя и с некоторым запозданием, вливается в очень популярный ныне тренд, когда к конкурсам среди непрофессионалов начинают относится достаточно серьезно, и они имеют куда больший публичный успех, нежели профессиональные конкурсы. Вспомните шоу "Голос". Конечно, там было все не так, как в конкурсе "Дама с собачкой", - громко, роскошно, "постановочно" и проч. Но литература вообще самое скромное и незатратное из всех искусств, потому что нуждается в малом: таланте и умении расставить буквы на бумаге или на мониторе. А стихи можно и в голове сочинять и даже хранить.
В литературе вообще непонятно, где начинается профессионализм, на каком уровне. Молодой Достоевский показал писателю Григоровичу свой первый роман "Бедные люди", тот познакомил с ним Некрасова, Некрасов помчался к Белинскому с криком "Новый Гоголь явился!" (легенда, но очень красивая). Федор Михайлович в этот момент стал "профессионалом"? Или еще оставался "любителем"? Когда солдат Лев Толстой с Кавказа отправлял в журнал "Современник" повесть "Детство", он был кем - солдатом или писателем?
На конкурс "Дама с собачкой" пришло более тысячи рукописей в электронном виде. В состав жюри входили известные писатели, критики и журналисты - Михаил Визель, Игорь Вирабов, Майя Кучерская, Марина Степнова. Рассказы 26 финалистов лично я с удовольствием прочитал бы не только на портале "Год литературы", но и в каком-нибудь "толстом" журнале или газете, если бы сегодня газеты печатали рассказы, как в добрые старые времена. Победитель читательского голосования уже известен - это Наталья Салтанова с рассказом "Етишкин богомышь". Очень рекомендую прочитать этот рассказ, не пожалеете! Он такой смешной, трогательный и написан изящно, лаконично, с такими "вкусными" деталями: "Кругленькая, важно вышагивающая по аллее, похожая на голубя, она водила на поводке кривоногую, лупоглазую собачку. "Чьи вы?" - наклонив по-птичьи голову набок, спросила она нас. Мы с сестрой хором ответили: "Папины". Вскоре за нашими спинами мы услышали: "Эти девочки - Нина и Лена Папины". Великолепный рассказ о подростковой любви, с очень грустным, но светлым финалом. Знаете, я почти уверен, что он понравился бы Антону Павловичу.
Да и все 26 финалистов хороши! Каждый рассказ - это прежде всего интересная "история", а нынче в литературе дефицит "историй" (как и в кино). За "историями" будущее, их на самом деле хотят издатели, а не тонкого "плетения словес" и так называемого "самовыражения". Так что непрофессиональный конкурс неожиданно проявляет вполне себе "профессиональные" тенденции.
Но главное - сегодня в доме Чехова кто-то почувствует себя чуточку знаменитым. Ой, как же это приятно!