О привлекательности самых разных финансовых инструментов и перекосе в сторону вкладов заявил первый зампред Банка России Сергей Швецов. "У нас сегодня более 80 процентов сбережений находятся в депозитах кредитных организаций, в то время как на рынке есть более доходные и может быть даже менее рискованные инструменты", - напомнил он. И посетовал, что "граждане не очень понимают эти инструменты, не очень знают, как их приобрести, как ими пользоваться".
Доход, полученный от акций и облигаций, действительно больше, чем от депозитов. За последние полгода усредненный ПИФ акций (вид коллективных инвестиций), например, принес вкладчикам 11,83 процента дохода (по данным investfunds.ru). При этом за последний год наиболее перспективны вложения в такие отрасли, как телекоммуникации и потребительский рынок. А вот электроэнергетика и нефтегазовый сектор хороших результатов не принесли. Вложения в облигации за последние 6 месяцев немного менее доходны, но тоже находятся во вполне ощутимом плюсе - 6,28 процента.
Инвестиции с помощью вложений в акции и облигации это хорошо, соглашается финансовый аналитик Сергей Суверов. Но, предупреждает он, для того чтобы деньги не пропали, нужно соблюдать целый ряд условий. Во-первых, советует эксперт, такого рода инвестиции все-таки лучше доверить специалистам из паевых фондов и фондов доверительного управления. Причина простая, объясняет он: для того чтобы получать хороший доход с акций и облигаций, нужно понимать бизнес соответствующих компаний, знать специфику торгов на рынке. "Это требует очень особых знаний, на овладение которыми нужно довольно много времени", - считает Суверов.
Чтобы обучить россиян элементарным основам инвестирования, надо начинать со школьной парты. Уже с 1 сентября этого года в общеобразовательных учреждениях восьми регионов ввели факультатив по основам финграмотности. С целью введения в школьную программу уроков финансовой грамотности минобрнауки и Банк России заключили соглашение о сотрудничестве. В 2017 году появятся учебники обществознания, в которых материал будет систематизирован и облечен в понятную для ребенка форму.