Спустя девять месяцев Билл Клинтон согласился стать консультантом и "почетным ректором" этой университетской сети. Пятилетний контракт закончился в 2015 году, как раз когда Хиллари Клинтон разворачивала свою нынешнюю предвыборную кампанию в борьбе за президентское кресло. За услуги экс-президенту было выплачено 17,6 млн долларов.
Описывая всю эту историю, вскрывшуюся из-за скандала вокруг служебной переписки Хиллари Клинтон и обнародования значительной части этой переписки, газета The Washington Post указывает: "Нет никаких подтверждений того, что Laureate напрямую получала какие-то особые блага от Госдепартамента в обмен на прием на работу Билла Клинтона. Но ассоциация с экс-президентом, имеющим глобальные связи, а опосредованно и с главным дипломатом США сулила балтиморской компании большие выгоды. Приглашение на прием 2009 года и участие вместе с лидерами всемирно известных университетов в дискуссии о роли высшего образования в глобальной дипломатии выводили на новый уровень доверие к этой компании в период, когда та проводила агрессивную стратегию роста за пределами США и временами сталкивалась с зарубежными регуляторами".
"Споры и пересуды вокруг работы Хиллари Клинтон в Госдепартаменте во многом связаны с пожертвованиями в фамильную благотворительную организацию - Фонд семьи Клинтон (Clinton Foundation), - продолжает флагман столичной американской журналистики. - Между тем внимательное рассмотрение сделки с Laureate показывает, как Билл Клинтон пользовался в то время связями обоих супругов для приращения их личных богатств. Потенциально это давало сторонникам дополнительный канал выхода на эту семью".
Согласно публикации, "договоренность с Laureate показывает, в какой мере Клинтоны смешивали свою благотворительную деятельность со своей личной и политической жизнью".
"Многие из тех, кто платили Биллу Клинтону за консультации или выступления, были и донорами его Фонда, - поясняет The Washington Post , - а в некоторых случаях и поддерживали политические кампании одного из супругов или их обоих".
К числу последних относился и Бекер. В нынешнем отборочном цикле он уже пожертвовал Хиллари Клинтон 2700 долларов, а его компания внесла в Фонд семьи Клинтон от 1 млн до 5 млн долларов и к тому же взяла на себя дополнительные многомиллионные обязательства. Для Бекера, как пишет газета, "ассоциация с Клинтонами была... символом легитимности". В договорные обязанности экс-президента входили поездки по колледжам сети Laureate и встречи со студентами. Его фотографии и хвалебные отзывы - без упоминания о контракте - украшали рекламные брошюры компании.
Согласно ее сайту в bнтернете, компания эта существует с 1999 года и владеет семью десятками университетов - реальных и виртуальных - в 25 странах мира. В Европе ближайшие к России точки на ее карте расположены в Германии - Берлине и Гамбурге. Более 90% студентов, обучающихся в корпоративной вузовской сети, - не американцы. Общее число студентов превышает 1 млн человек. Для становления компании в ее нынешнем виде, по словам The Washington Post, привлекались средства "глобальной финансовой элиты", включая "либерального филантропа Джорджа Сороса".
Laureate уже успела отреагировать на огласку ее связей с Клинтонами. Она назвала "утверждения о каком бы то ни было quid pro quo (отношения по принципу "дашь на дашь" или "рука руку моет" - прим. ред.)... абсолютно фальшивыми".
Зато в рассказе о себе она, в частности, указала, что Международная финансовая корпорация (МФК) - организация группы Всемирного банка (ВБ), специализирующаяся на работе с частным бизнесом, - вместе с другими инвесторами вложила в ее акционерный капитал 200 млн долларов. Собственный вклад МФК составлял 150 млн долларов - никогда прежде она в образовательные компании столько не инвестировала. А в 2014 году "Лореат", по ее словам, провела вместе с МФК/ВБ исследование среди выпускников своих вузов, принесшее весьма лестные для компании результаты.
Гордость за подобный "знак качества" от головной международной организации, занимающейся проблемами социально-экономического развития, включая и образование, конечно, понятна. Но в контексте истории, описанной The Washington Post, она напомнила об обстоятельствах назначения на должность в 2012 году нынешнего президента Всемирного банка, американца корейского происхождения Джима Ен Кима.
Медик и антрополог по образованию, прежде он был президентом Дартмутского колледжа в США и проблемами экономики не занимался. Отвечая на вопросы корр. ТАСС по этому поводу, тогдашний пресс-секретарь Белого дома Джей Карни сказал, что кандидатуру Кима "первой предложила", т.е. фактически пролоббировала... Хиллари Клинтон. Позже и его коллега в Госдепартаменте США Виктория Нуланд подтвердила, что Клинтон - "давняя приятельница Джима Ен Кима", и что она "очень довольна этой номинацией и активно поддерживает выбор президента".
Имелся в виду президент США Барак Обама. По недоброй традиции, установившейся в ВБ и МВФ с самого их основания, руководитель Банка всегда назначается из числа американцев, а Фонда - из западноевропейцев. Поэтому нового главу ВБ администрация США фактически выбирала тогда, в своем "узком кругу".
В итоге получается следующая картина: в 2010 году Билл Клинтон стал "ректором" в сети Laureate. В марте 2012 года Обама с подачи Хиллари Клинтон выдвинул в ВБ Джима Ен Кима. А в январе 2013 года было объявлено о вхождении МФК в капитал Laureate. Круг замкнулся?