Школьный профориентационный тест оказался несерьезным. А вот в Центре тестирования и развития при МГУ девочка целый час отвечала на вопросы теста: по математике и русскому языку, на логику, об увлечениях и т.д. "Разнообразно, не занудно", - оценила Катя.
Методика "Профориентатор" была создана профессором факультета психологии МГУ доктором наук Александром Шмелевым и его коллегами еще в 90-е годы. И за это время помогла сделать правильный выбор не одному десятку тысяч школьников.
- Мы занимаемся вероятностными прогнозами, - говорит Шмелев,научный руководитель центра. - Это серьезная математическая кухня, большой статистический материал.
Шмелев уже 40 лет занимается конструированием тестов, продвигая математическую тестологию - науку, в советские годы бывшую под запретом. Ее применение - основа точности методики. Если совсем просто, то основной принцип тестологии - в статанализе. Компьютер анализирует, как ответы распределяются на каждое задание, как они связаны с другими показателями - с баллами по тесту, с отметками, интересами и т.д. "Профориентатор" исследует интересы, таланты и особенности личности - из этих трех частей складывается объективный образ.
Допустим, ты хочешь быть бизнесменом, но можешь ли выполнить требования, которые предъявляет профессия? Надо, скажем, быстро считать в уме - в тесте есть измерение способностей к счету. Исследуется запас слов, речь. Выясняется эрудиция. Причем, как говорят специалисты, интеллект зачастую бывает важнее знания предмета: больше говорит о человеке. Поэтому в тесте обязательно есть задачи на способность решать головоломки - они связаны с возможностями "ручного" интеллекта.
Так выходят две проекции: что тебе интересно и что у тебя будет получаться. В какой части два списка совпадают - там и ищи свою профессию.
Но это еще не весь "Профориентатор". Второй составляющей, которая позволяет определять будущую профессию с точностью "до кластера", стал ее "идеальный" профиль. А именно: есть идеальные показатели для каждой из 128 основных профессий, заложенных в программу и востребованных в данный момент на рынке труда. В этом профиле - идеальный образ специалиста. Каких профессиональных и личных качеств у идеального, скажем, экономиста должно быть много, а каких мало, какие у него должны быть интересы... Каждый год профиль профессии обновляется. Результаты теста обрабатываются, параметры профиля сравниваются с пожеланиями абитуриента - и выдаются рекомендации и списки специальностей, рекомендуемых согласно качествам абитуриента, и - вузов, на которые с такими качествами обращать внимание.
Кстати, по данным экспертов, 70 процентов абитуриентов получили точную профориентацию и довольны выбором. Это результаты контрольной выборки: психологи центра отслеживают "своих" спустя несколько лет после тестирования. А вот среди тех, кто игнорировал тестирование и выбирал профессию наугад, довольных всего 12-15%.
В центр между тем приходят и мамы с пятилетними детьми.
- Для дошкольников у нас свои методики, упражнения, паззлы, мы даже одеваем детям нейро-шлемы, - рассказывает Алексей Серебряков, президент Центра. - Но мамы зря спешат: долгосрочный прогноз до 12 лет все равно не будет надежным.
...А что же Катя? Тест показал ее стремление создавать что-то в культурных сферах, но едва ли не выше этой креативности - потребность в общении, в работе с людьми. Налицо высокий уровень логики, богатый словарный запас. Сдержанное желание рисковать. Эмоциональность. Стремление к лидерству. Программа составила список подходящих сфер деятельности, а консультант последовательно разобрал с мамой и дочкой каждый пункт списка. Психология, тележурналистика, реклама, режиссура, дизайн... Рядом с профессиями - вузы, перечни экзаменов. И это прогноз, а не предсказание.
Алексей Серебряков, президент Центра тестирования и развития:
- Пора отвыкать от мысли, что если ты выбрал востребованную профессию, получил диплом, то этого хватит на всю жизнь. Школьникам надо готовиться к тому, что пару раз им придется свою жизнь изменить. Опять учиться - не катастрофа, это нормально. И морально к этому готовые будут на коне.
По заказу минобрнауки мы проводили исследование по 40 регионам страны на тему: какие специалисты понадобятся компаниям в будущем. Но, к сожалению, даже крупные работодатели планируют не дольше чем на 5 лет вперед... Так что, глядя вперед на 10-15 лет, мы ориентируемся на западные тенденции. А они говорят о нескольких прорывных направлениях: будут, скажем, развиваться технологии, органическая химия, медицина. И наш научно-методический отдел занят разработкой программ развития компетенций, мобильности. Экзамен будущего неизбежно превратится в тестовое испытание способностей, а не знаний и навыков. И среди способностей главная - умение учиться новому и переучиваться, расставаться с устарешими знаниями и навыками.