Сергей Николаевич, а так ли тесно связаны западные санкции с нашим стремлением вытеснить импорт из заводских цехов и прилавков магазинов?
Сергей Катырин: Они связаны лишь косвенно. Цель импортозамещения - не закрыть свой рынок для продукции из той или иной страны, а сделать нашу экономику современной, технологически независимой и диверсифицированной. Одновременно стоит задача повысить конкурентоспособность отечественных товаров, сделать так, чтобы они котировались на внешнем рынке. Просто заменить, скажем, импортный станок на российский, который заведомо окажется хуже качеством, и который никто кроме нас не купит, - это путь назад. Необходимо на внешнем рынке зарабатывать на товарах и технологиях, уменьшать долю сырья в наших доходах.
И сдвиги уже есть. В прошлом году в экспорте несколько снизилась доля сырьевых товаров (минус 7 процентов) и выросли объемы несырьевых. Сырье постепенно замещается пока в основном товарами сельского хозяйства, химпрома, металлургической продукцией.
Как государство поощряет импортозамещение?
Сергей Катырин: Есть специальная программа, которая включает как прямые меры поддержки отраслей, так и косвенные, призванные улучшить инвестклимат и обеспечить поддержку экономики в целом. Минпромторг России утвердил 20 отраслевых планов по импортозамещению. В них вошло более 2500 позиций и технологических направлений. Эти планы готовились совместно с регионами и бизнесом. По самым скромным оценкам, на реализацию программ импортозамещения понадобится около 2,5 триллиона рублей до 2020 года.
Ряд мер поддерживают спрос госкомпаний на отечественную продукцию. Так, в госзакупках приоритет отдается российским товарам. В некоторых случаях при наличии отечественного аналога госкомпании вообще не могут закупать импортную продукцию. Ограничения касаются, например, оборудования для оборонки, машиностроения, медизделий, лекарств, программного обеспечения.
Вы упомянули 2020 год. Не слишком ли затянуты сроки?
Сергей Катырин: Быстро проблему не решить, ведь речь идет о коренной перестройке экономики. В ряде отраслей, скажем, в микроэлектронике, станкостроении, машиностроении, в оборудовании для нефтегазовой промышленности мы зависим от иностранных технологий или комплектующих на 80-90 процентов. Переломить такую ситуацию быстро не получится. Глобальное замещение ввозимых из-за границы отдельных видов товаров возможно не ранее чем через 5-7 лет, а по некоторым позициям процесс может затянуться дольше.
В каких отраслях, на ваш взгляд, российский бизнес в импортозамещении проявил рвение?
Сергей Катырин: Достаточно успешно решается вопрос импортозамещения в пищевой промышленности, в сельском хозяйстве. Очень быстро развивается наш рынок медицинской продукции (он оценивается более чем в триллион рублей, и уже около четверти объема дает именно отечественное производство). Российская легкая и текстильная промышленность могут производить продукцию не хуже зарубежной. В России создается специализированный банк, чтобы кредитовать предприятия отрасли. В Ивановской области построят комплекс по выпуску прогрессивных полиэфирных волокон - в итоге до сорока процентов снизится их импорт.
Доля российских станков с ЧПУ на внутреннем рынке вырастет почти на треть. В этом году запланировано выпустить уже более тысячи единиц такой продукции. Минпромторг России прогнозирует, что к 2020 году будет запущено около 100 новых крупных предприятий, в том числе станкостроительных.
В информационно-коммуникационных технологиях главный стартовый капитал - интеллект, а на недостаток умных голов мы никогда не жаловались. За последнее время поставки российского программного обеспечения на внешние рынки выросли в четыре раза. В прошлом году за рубеж Россия продала программных продуктов и IT-услуг на 6 миллиардов долларов. В 2016 году этот показатель, скорее всего, будет выше.
Что не хватает отечественным производителям?
Сергей Катырин: Одна из главных проблем - нехватка инвестиций. Кредиты у нас чрезвычайно дороги, получить их непросто. Всем известны также трудности с привлечением внешнего финансирования. В российской экономике у многих компаний еще преобладают так называемые "сберегательные настроения", и предприятия осторожно инвестируют в новые проекты. Эта тенденция еще некоторое время продлится, пока не стабилизируется экономическая ситуация.
Большие надежды сегодня бизнес возлагает на Фонд развития промышленности (ФРП). По итогам прошлого года экспертный совет ФРП одобрил финансирование 74 проектов в 38 регионах России. . Как отмечают эксперты, на каждый рубль займа Фонда в экономику привлекается около 6 рублей частых инвестиций.