Напомним, что в январе, после того как пришедшая к власти в Польше партия "Право и Справедливость" провела реформы, ограничивающие полномочия конституционного суда и ставящие общественные СМИ под фактический контроль этой партии, в отношении страны впервые в истории Евросоюза был задействован механизм реагирования на системные угрозы для правового государства. Ситуацией в Польше занялись также Европарламент и Венецианская комиссия (Европейская комиссия за демократию через право - консультативный орган при Совете Европы. - Прим. ред.).
На днях в Страсбурге, как ожидается, будет принята очередная резолюция европейских парламентариев о ситуации в Польше, а в Варшаву вновь прибывают эксперты Венецианской комиссии. Они представят свою точку зрения в октябре, когда Еврокомиссия будет принимать решение о том, вводить ли санкции в отношении Польши. Но, по мнению главы правящей партии Ярослава Качиньского, который, по данным местных СМИ, определяет внутреннюю и внешнюю политику своей страны, не являясь при этом ни премьером, ни президентом, этот визит не имеет никакого значения. "Отсутствие объективности и игнорирование польских законов заставляют нас не принимать оценки Венецианской комиссии всерьез. Мы можем с ней разговаривать. И все", - прокомментировал этот визит Качиньский. Его однопартийцы пошли еще дальше и назвали этот приезд "страноведческим".
Правящая партия "Право и Справедливость" явно не переживает по поводу разворота в европейской политике страны, когда-то слывшей наиболее проевропейской в ЕС. Варшава ищет и находит союзников в других государствах Евросоюза, прежде всего в странах Вышеградской группы. На прошедшем в польском курортном городке Крыница-Здруй экономическом форуме стало понятно, что новым польским лидерам по пути с властями Венгрии, которых поляки еще не так давно критиковали, возможно, яростнее других стран - членов Европейского союза. В ходе состоявшейся на форуме дискуссии Виктора Орбана с Ярославом Качиньским венгерский лидер сказал:
"Я считаю, что Брексит - это колоссальный шанс, возможность культурной контрреволюции. Мы должны говорить о важности национальных и религиозных ценностей, должны их сохранять и обозначить это в европейских документах. Британцы сказали, что они хотят быть британцами. А тем временем в последние 20 лет европейские элиты убедили себя, что правильным направлением развития Европы является ликвидация наших самоидентичностей. Они говорили: это в прошлом, быть поляком, чехом, венгром - несовременно, быть представителем христианской или любой другой религии - несовременно, предлагали новую самоидентичность. Мигранты могут вытеснить жителей европейских стран, в некоторых из них это уже произошло. Но такого понятия, как европейский народ, не существует".
Орбан подчеркнул, что у Польши и Венгрии не всегда совпадают интересы, но, по его словам, они доверяют друг другу, и, перефразируя венгерскую пословицу, "венгры с удовольствием пойдут с поляками красть коней". "Мы можем красть коней, у нас есть такая конюшня под вывеской "Евросоюз", - поддержал его Качиньский.