Ученые Томского государственного университета совместно с коллегами из Федерального научно-производственного центра "Алтай" разработают технологию создания генератора холодного газа для систем безопасности самолета нового поколения французской компании Airbus.
Как передает ТАСС, ссылаясь на заведующего лабораторией высокоэнергетических и специальных материалов ТГУ Александра Ворожцова, эту разработку можно будет применить и в системах европейской ракеты-носителя "Ариан 6", первый запуск которой запланирован на 2020 год. Кроме того, создаваемая сибирскими учеными модель генератора, вполне подойдет и для других космических аппаратов.
Такая договоренность была достигнута во время визита представителей авиакосмического концерна Airbus Group и французской корпорации Safran. Тогда же руководитель департамента материалов и эксплуатации компании Airbus Safran Launchers Эрвье Грейндорж подтвердил заинтересованность в сибирской разработке, которая по его словам, может оказаться крайне полезна в ближайшем будущем.
- У них стоит задача обеспечить безопасность будущего самолета Airbus, они решают ее с нашей помощью. Им интересен низкотемпературный газогенератор, способный при использовании малого количества высокоэнергетического материала обеспечить большое количество холодного газа. В будущем году совместно с ФНПЦ "Алтай" мы передадим им технологию создания газогенератора, - говорит Александр Ворожцов.
Что касается задач, которые ставят перед сибиряками в Airbus, то такой генератор должен использоваться при возникновении нештатных ситуаций и срочной эвакуации пассажиров. Например, для развертывания надувных трапов, которые необходимы для спасения людей при пожаре на борту, или для систем перекрытия доступа в опасные отсеки, а также мгновенной изоляции при помощи эластичных оболочек бортовой электроники.
Проблема в том, что в стандартных газогенераторах такого типа продукты сгорания выбрасываются при очень высокой температуре, что может только навредить при экстренной ситуации на борту.
- Мы с ФНПЦ "Алтай" добились того, что в продукты сгорания такого газогенератора можно спокойно руку подносить, - поясняет Александр Ворожцов. - ТГУ занимается моделированием, коллеги с Алтая создают конструкцию и отрабатывают ее. Важно обеспечить низкую токсичность и решить проблему устойчивости горения при масштабировании: французам при серьезных требованиях к быстроте времени работы устройства надо наддуть оболочки в пять и более кубометров, для этого нужно до четырех килограммов высокоэнергетического материала. Пока один килограмм работает, остальное взрывается. Работаем над этим.
По словам томского ученого, такое устройство создается впервые в мире. Помимо воздушных лайнеров, разработка газогенератора нового поколения будет полезна и при освоении космоса. Например, для развертывания солнечных батарей, или чтобы в безвоздушном пространстве наддуть модули, в которых работают космонавты, что исключит ресурсозатратную транспортировку конструкций.