"Чем сложнее устройство игрушки или другого товара, тем сложнее его импортозаместить. К тому же создание качественного товара требует больше инвестиций, и, чтобы окупить их, производитель вынужден повышать цену. При сниженной покупательской способности потребитель предпочтет более дешевый, скажем, китайский, товар, и это большая проблема, так как зачастую именно он может оказаться несертифицированным. К сожалению, более 50 процентов импортных детских товаров на наших прилавках имеют липовые сертификаты безопасности", - рассказали "РГ" в минпромторге.
Многое зависит от уровня импортозамещенности технологий и сырьевой базы в отрасли. Пока предприятиям сложно одновременно инвестировать и в производство, и в продвижение продукции, формируя спрос. А ведь от спроса может зависеть и то, где расположено производство самого товара или его компонентов. Например, компания "Брейн Девелопмент" готова перенести отлив деталей своих робототехнических наборов из Кореи, но так как для них основной потребитель - система образования, а достаточного спроса с этой стороны пока нет, то и стопроцентное производство в России пока нерентабельно.
"Импортозамещение в сфере производства детских игрушек откровенно пробуксовывает. Подавляющее большинство игрушек, продающихся в России, имеют китайскую прописку, - констатирует Роман Терехин, эксперт Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. - Сейчас на рынке отечественные игрушки занимают около 20-30 процентов от общего объема продаж, но еще пару лет российский производитель мог едва осилить 10 процентов рынка".
В России есть конкурентоспособные производства детских игрушек, например, "Нордпласт", "Звезда", "Степ Пазл", "Комета Плюс", "Золушка". Примером импортозамещения в недорогом сегменте является компания "Нордпласт", которая здорово потеснила на рынке польский бренд "Забавка", выпуская аналогичные развивающие игрушки из пластика. "В нише логических, интеллектуальных игр российские продукты вне конкуренции, даже идут на экспорт. Отсюда возникает проблема незаконного копирования их китайскими производителями", - добавляет Роман Терехин.
В целом рынок насыщен, но качество присутствующих товаров различно. "Российских деревянных игрушек больше, но наших кукол или тех же мягких зверьков очень мало. Не хватает производственной базы, хороших дизайнеров, технологий. Лидирует сегмент развивающих игр и игрушек, наборов для творчества российского производства - его доля доходит до 40 процентов, сообщили в минпромторге.
Безусловно, многие предприятия ощутимо выросли из-за девальвации рубля, говорит президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина: "Некоторые предприятия вдвое увеличили свои обороты, ну могло бы быть и лучше, если бы была внятная политика с точки зрения кредитования длинных инвестпроектов, связанных со строительством, модернизацией, расширением производства, закупками оборудования".
В программе правительства на 2016-2020 гг. предусмотрены меры, направленные на поддержку отечественных производителей, это компенсация затрат на НИОКР; создание реестра российских производителей игрушек, рекомендованных для закупок государственными детскими садами и школами; пониженная ставка НДС; борьба с контрафактом. Все это может укрепить позиции российских компаний на рынке игрушек и увеличить объем их продаж, считает Сергей Литвиненко, эксперт центра "Общественная Дума".
Однако рост продаж российских игрушек вызван не только поддержкой правительства, но и ростом понимания родителей того, что китайские игрушки далеко не всегда соответствуют высоким стандартам качества, поэтому многие делают выбор в пользу дорогой, но качественной игрушки, отмечает Сергей Литвиненко: "Даже в кризис у нас не принято экономить на детях. Большой потенциал в сегменте мягкой игрушки, что вызвано увеличивающимися объемами производства отечественных тканей".
В массовом сегменте окончательный разворот в сторону отечественных игрушек родители сделают, когда будет оптимальным соотношение цены и качества. "Чтобы поставить товар на конвейерное производство, должен быть соответствующий уровень спроса на него. Здесь китайцам проще - они осуществляют поставки на весь мир. В то же время и у нас сейчас стали появляться экспортоориентированные компании, выходящие на китайский и европейские рынки. Например, бренд "Фанкластик" с уникальным запатентованным соединением деталей конструктора, развивающего пространственное мышление", - отмечают в минпромторге.
Индустрия детских товаров сейчас активно структурируется во всех отраслях, добавляет Антонина Цицулина: "В косметике появляется раздел детской косметики, в одежде появляется такое понимание, как отдельный сегмент модной детской одежды. В исконно детских сегментах - игрушки, товары для новорожденных, образовательная продукция, учебная продукция для развития и воспитания детей - емкость рынка достаточно серьезная и хороший потенциал российских производителей. Сейчас в игрушках доля наших производителей составляет 19 процентов, а всего детских товаров - 25 процентов". Так что нам еще есть куда расти: на рынок должен вернуться не только медвежонок, но и матрешка, и паровозик.
Справка "РГ"
До 30 ноября продлится публичное обсуждение проекта изменений в техрегламент ЕАЭС "О безопасности игрушек". Он устанавливает требования психолого-педагогической безопасности игрушек, среди которых есть и способные навредить развитию и психическому здоровью детей. Нормы о необходимости заключения психолого-педагогической экспертизы, по мнению специалистов, обеспечат более эффективное правовое регулирование рынка детских товаров, защитят детей от опасных игрушек.