12.09.2016 14:00
Поделиться

Российские туристы обратили внимание на Дальний Восток

Еще пару лет назад россияне массово отправлялись на зарубежные курорты. Но в прошлом году рост внутреннего турпотока по отношению к 2014 году составил почти 10 миллионов человек (43,7 миллиона против 33,8). На миллион больше приехало к нам и гостей из других стран (5,6 миллиона против 4,6).

"В этом году внутренний турпоток вырос по разным направлениям еще на 10-20 процентов, - рассказал "РГ" замдиректора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ. Евгений Плисецкий. - Основной приток приходится, конечно, на Крым, Краснодарский край, Ставрополье, а также на Казань и Санкт-Петербург. Эти направления, как наиболее популярные в 2016 году, отмечает компания по продаже железнодорожных и авиабилетов UFS".

По мнению эксперта, на выбор россиян в пользу отечественных курортов повлияла как политическая нестабильность в отдельных регионах мира - Турции и Египте, так и общее падение доходов.

Главным сдерживающим фактором еще большего роста турпотоков внутри страны Евгений Плисецкий считает качество сервиса и высокие цены на внутренние авиаперелеты. "Хотя в последние годы, благодаря практике субсидирования перелетов, цены снизились по отдельным направлениям на 20-30 процентов", - уточняет он.

Популярность внутреннего туризма объясняется и валютным курсом. Если раньше россияне могли позволить себе путешествовать за рубеж по три раза в год, то с прошлого года многие сократили число поездок до одной, а некоторые и вовсе отказались от заграничного отдыха. "Сейчас многие предпочитают тратить сбережения на сиюминутные удовольствия, не отказывая себе в путешествиях по стране, посещении культурно-развлекательных мероприятий. С начала года эта доля трат в структуре расходов населения не упала. И хотя она не очень высока, всего несколько процентов, но стабильна", - комментирует независимый эксперт, доктор экономических наук Сергей Смирнов.

Изменились и заграничные маршруты. "На туристическом рынке сегодня наиболее востребованы Черногория, Хорватия, Болгария, хотя цены там высоки, и Турция, куда россияне все равно отправлялись, несмотря на запрет чартерных рейсов, - рассказала профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС при президенте РФ Галина Дехтярь. - А вот любители египетских курортов поехали в трех-четырехзвездочные отели в Эмираты за ту же цену. Нельзя сказать, что наши сограждане перестали ездить и в Европу и Юго-Восточную Азию, хотя с начала года налицо общее уменьшение турпотока из России по всем направлениям".

Сохранившуюся популярность туров в Грецию, Болгарию, Черногорию Евгений Плисецкий объясняет скидками, которые, по данным АТОР, составляют до 40 процентов. К тому же эти направления делают весьма привлекательными упрощенные условия получения виз. "Средняя стоимость отдыха на российских курортах и зарубежных бюджетных аналогах сопоставима, так как разница в стоимости отдельных услуг, например, проживания и питания, нивелирует друг друга.

Так, проживание в отелях Крыма дороже: в гостиницах с тремя звездами неделя для одного обойдется от 27 тысяч рублей. А неделя проживания с завтраком на двоих в таком же отеле в Будве - в 30 тысяч рублей, с завтраком и ужином - в 44 тысячи", - поясняет эксперт.

Впрочем, держать конкуренцию с российским рынком сейчас сложно. В туристической отрасли появляются новые тренды. По словам Сергея Смирнова, набирают популярность внутренние туры выходного дня. Секрет - в стоимости (в среднем 5-6 тысяч рублей) и сроках. Среди востребованных направлений из Москвы - города Мышкин, Плес, Кинешма, Владимир, Суздаль. "Для более длительных поездок традиционно выбирают Пушкинские Горы, Санкт-Петербург, - отмечает Сергей Смирнов.

Другой не менее заметный тренд - нарастающая туристическая популярность Дальневосточного региона. По словам Галины Дехтярь, стало появляться все больше запросов по турам на Байкал и Владивосток.

Как замечает Евгений Плисецкий, дальневосточные регионы набирают популярность своими уникальными природными ресурсами. Однако здесь существенно недостает гостиниц с высоким уровнем сервиса. Не случайно доля ночевок в коллективных средствах размещения региона от общего числа ночевок по России в 2015 году составила менее 4-5 процентов.

Эксперты сходятся во мнении, что сдерживают туристическое развития этого региона высокая стоимость туров и низкий уровень сервиса.

"В зимний сезон россиян этот регион все равно будет привлекать, в особенности своими горнолыжными курортами, - считает Галина Дехтярь. - Правда, пока зимние курорты региона недостаточно развиты и раскручены, впрочем, как и горнолыжные курорты на Урале, в Московской области и на Кавказе. Для развития внутреннего туризма нужно больше рекламы в виде фильмов. И она будет эффективнее, если показывать ее не в Интернете, а по ТВ".

Для роста турпотока эксперты предлагают обратить внимание на развитие событийного туризма

Для привлечения в Россию турпотока эксперты предлагают обратить внимание на развитие такого направления, как событийный туризм. Примером может стать Москва, где ему уделяется много внимания. Недавно в столице был презентован событийный календарь для туристов и туроператоров, где подробно расписан план интересных мероприятий на весь год. Такие календари есть и в других городах. "Разработка и презентации событийных календарей входят в обычную практику региональных и муниципальных властей, заинтересованных в привлечении туристов. На форумах и выставках их презентуют регулярно. Но важно и в дальнейшем анонсировать события и напоминать о них, - считает Евгений Плисецкий.

"Чаще всего люди получают информацию о прошедшем мероприятии постфактум, а для развития внутреннего туризма нужно, напротив, анонсировать его, причем задолго", - добавляет Галина Дехтярь.

Кстати

Одновременно с ростом популярности российских курортов растет и интерес к недвижимости в местах отдыха. В лидерах - Сочи. Прирост потенциальных покупателей курортной недвижимости здесь оценивается минимум в 2 раза, говорит директор по маркетингу и связям с общественностью MR Group Евгения Старкова. "Основной период роста начался после Олимпиады 2014 года, поскольку здесь была создана новая инфраструктура - гостиницы, социальные, спортивные, развлекательные объекты, дороги, - поясняет она. - Главные причины высокой активности покупателей курортной недвижимости - политическая обстановка и высокая волатильность рубля".