Как из человека стать машиной: биохакеры и мировое господство

Исследователь, который пошёл против системы; учёный, который решил захватить мир; художник, который слышит цвета; и два биохакера, с которыми лучше не дружить. Пять историй о том, как люди пытаются изменить свою природу и стать отчасти роботами.

Крёстный отец киборгов

Нейрофизиолог Фил Кеннеди в конце 80-х изобрёл собственный способ трансплантации в мозг электродов для передачи сигналов компьютеру. Он применял конусообразные стеклянные капсулы, через которые проходил золотой провод. Чтобы имплантаты лучше приживались в тканях, он вкладывал в них кусочки седалищного нерва. В 1998 году Кеннеди вживил их в мозг полностью парализованного ветерана вьетнамской войны Джонни Рэя. Тот стал первым в мире киборгом и смог "силой мысли" водить курсором по экрану компьютера и даже набирать сообщения. В таком воплощении он просуществовал четыре года, но потом его не стало.

В начале двухтысячных власти США запретили Кеннеди проводить опыты на людях. Тогда он решил внедрить разработку в собственный мозг. В 2014 году учёный отправился в страну Белиз, где ему имплантировали три электрода. После операции речевые функции оказались серьёзно нарушены. Но побочные эффекты не помешали Кеннеди вскоре опасную процедуру повторить: на этот раз ему вживили не самых маленьких размеров радиопередатчик. Увы, спустя ещё четыре недели осложнения вынудили его удалить новый имплантат. Киборгом у Кеннеди стать не получилось. Но, по его словам, он собрал важные данные, на обработку которых понадобятся годы.

Анестезия - для слабаков

Биохакер Тим Кэннон разработал устройство под названием Circadia 1.0. Гаджет вживляется под кожу, собирает данные о состоянии организма и передает эту информацию по Bluetooth на планшет или телефон. И всё бы ничего, но есть несколько "но", которые делают эту историю трешовой. Во-первых, величина устройства: оно приподнимает кожный покров на 5-7 мм. Во-вторых, операцию по вживлению Circadia выполняли не профессиональные хирурги, а энтузиасты - приятели Кэннона. В-третьих, единственным анестетиком был лёд.

Биохакер заявляет, что хочет жить тысячу лет и не понимает, почему все должны умирать. После удачной операции Тим и его единомышленники оборудовали несколько гаражей под лабораторию, в которой намерены создать человека-машину. Интересно, как у них это получится без анестезии…

Поработить компьютеры

Кевин Уорвик, профессор кибернетики из английского Университета Рединга, всегда боялся восстания машин и хотел их опередить (а может, возглавить), став киборгом. Первый имплантат он вживил себе в предплечье в 1998 году. Это была капсула 23 х 3 мм. Работала она по принципу радиопередатчика: посылала идентификационный сигнал другим устройствам. Таким образом Уорвик открывал дверные замки, включал в комнате свет, управлял лифтом. Профессор хотел упростить коммуникацию между машиной и человеком и повысить уровень безопасности персональных данных.

Спустя четыре года Уорвик имплантировал себе более продвинутый чип. Cyborg 2.0 присоединялся к срединному нерву руки сотней электродов, превращал сигналы нервной системы в электрические и отправлял их на компьютер.

Уорвик также пытался экспериментировать с передачей мыслей на расстоянии. Его жене Ирине вживили аналогичный имплантат, и учёный пытался передать ей свои мысли с помощью компьютера и интернета. Непонятно, на что он надеялся: механизм перевода нервного сигнала в электрический уже существовал, а обратного алгоритма как не было, так и нет.

О дальнейших попытках Уорвика вшить себе что-нибудь высокотехнологичное история умалчивает.

Когда палец может делать пиу-пиу

Программист из Финляндии Джерри Джалава в мае 2008 года ехал на мотоцикле и столкнулся с оленем. После аварии Джерри обнаружил, что у него не хватает полпальца. Врачи ампутировали оставшуюся половину, но, посочувствовав молодому человеку, предложили установить в протез флешку объёмом 2 Гб (для нулевых это было всё равно, что вставить в палец жёсткий диск). Джерри воодушевился. Он серьёзно отнёсся к разработке, установил на флешку операционную систему Linux и пополнил её несколькими авторскими программами. Теперь всё, что нужно Джерри для подключения к компьютеру, - это  вставить в него палец.

Киборг с паспортом

Художник Нил Харбиссон на фотографии в паспорте выглядит так же, как и в жизни: киборгом. Антенна под названием Глазбор (англ. Eyeborg) крепится к затылочной кости Нила, огибает голову и доходит до лба. На конце у неё находится камера, которая выполняет функцию электронного глаза.

У Харбиссона редкое неизлечимое заболевание: он страдает ахроматопсией. Это крайняя степень дальтонизма, когда человек видит мир чёрно-белым. По иронии судьбы Нил планировал заниматься искусством и учился в художественном колледже. Нужно было как-то приспособиться. И он предложил знакомому кибернетику Адаму Монтандону создать прибор, который бы решил его проблему.

Так как отдел головного мозга, отвечающий за зрительное восприятие, работал у Нила неисправно, кибернетик создал программу по переводу световых сигналов в звуковые. Позже, уже вместе с Нилом, Адам доработал программу и превратил её в систему: камера передавала визуальную информацию, которая после трансформации попадала в отдел мозга, отвечающий за обработку звуков.

Первое время у Нила очень болела голова: мозг перестраивался. Но  постепенно боль утихла. Каждый цвет для Нила зазвучал: нота до была лазурного цвета, ре - фиолетовая, ми - розовая, фа - красная, соль - жёлтая, ля - зелёная, си - голубая. Глазборг распознаёт более 360 цветов. Сейчас художнику немного за тридцать, он ярко одевается и, по его словам, чувствует себя отлично. В 2010 году Нил учредил Фонд киборгов - в помощь людям, которые нуждаются в высокотехнологичных имплантатах.