Глава правительства провел совещание, на котором обсуждалось, каким образом сделать железнодорожный транспорт более удобным для россиян. "Наши люди в силу масштабов страны проводят в дорогах много времени, и поездки должны быть более комфортными, более безопасными", - отметил он. Для этого нужно выпускать современные поезда, и в стране такие предприятия есть. "Мы должны обеспечивать их заказами, поддерживать транспортное машиностроение", - указал председатель правительства.
От Рижского вокзала на одном из таких современных пригородных поездов премьер с комфортом отправился в музейно-паровозное депо "Подмосковная", где сочетаются история и современность российских железных дорог. Дмитрия Медведева познакомили с тем, какими были первые станции, как они оснащались, продемонстрировали модели паровозов, работавших на заре российских железных дорог. А затем, как на контрасте, премьер посмотрел современное депо, в котором обслуживаются современные "Сапсаны" и "Ласточки".
Ключевым вопросом для развития отечественной железной дороги остается финансирование работ по модернизации не только подвижного состава, но и путевого хозяйства. Беседуя с рабочими депо, глава правительства пообещал, что инвестиции в строительство железных дорог продолжатся. "Мы не можем себе представить ситуацию, когда у нас в стране не будут развиваться железные дороги. Не сомневайтесь - инвестиции будут", - пообещал Медведев.
Дополнительные средства могут быть найдены с помощью более гибкого тарифного регулирования и сбалансированной тарифной нагрузки. "Тарифы должны, с одной стороны, обеспечивать безубыточную работу железных дорог, компаний-перевозчиков, их дальнейшее развитие, но с другой стороны, и это самое главное, они должны учитывать интересы всех наших людей", - уверен премьер-министр. В прошлом году правительство одобрило снижение НДС на дальние пассажирские перевозки с 18 до 10 процентов. Это позволило сдержать рост тарифов для плацкартных и общих вагонов - он не превысил 4 процентов. Сэкономленные деньги были направлены на обновление подвижного состава. Как сообщил глава ОАО "РЖД" Олег Белозеров, из почти 180 заказанных вагонов около 140 уже поставлены компании.
Министерство транспорта предлагает пойти дальше и вообще обнулить ставку НДС для дальних перевозок. "Вопрос требует внимательной проработки. Тем не менее я считаю, что реализация этого предложения в принципе возможна с учетом лимитов бюджетных ассигнований, которые уже доведены до министерства транспорта в рамках проекта закона о бюджете на ближайшие три года", - озвучил Медведев свое мнение, предложив обсудить идею министерства.
Глава РЖД в пользу этого решения привел весомый довод - снижение нагрузки на бюджет и повышение комфорта для граждан. "Мы могли бы дополнительно обновлять ежегодно порядка 100 вагонов - это почти 14 миллиардов рублей - и предложить большему числу пассажиров комфортные условия", - сказал Белозеров.
Недавно головной болью федеральных властей совершенно неожиданно стало пригородное железнодорожное сообщение, когда в отдельных регионах стали отменять электрички из-за нехватки средств у областных администраций. Кабинет министров, спасая ситуацию, обнулил НДС на этот вид перевозок, ввел льготный коэффициент - одну сотую к тарифам - на услуги по предоставлению инфраструктуры. Льготный тариф продлевался ежегодно, а в этом году правительство решило сделать это разом до 2030 года.
"Государство, по сути, взяло на себя большую часть затрат и компенсировало РЖД потери в доходах, снизив нагрузку на региональные бюджеты", - напомнил Дмитрий Медведев. Олег Белозеров подтвердил - сегодня федеральное правительство покрывает 80 процентов суммарного дефицита от пригородного сообщения.
Меры были экстренные, но они позволили сохранить электрички как вид транспорта и оставить доступными цены.
"Нам нужна новая модель организации обслуживания людей железнодорожным транспортном во всех видах пассажирского сообщения - как дальнего, так и пригородного", - считает премьер.
Такая идея заложена в проекте федерального закона, дорабатываемого минтрансом. Госорганы, отвечающие за транспорт, и перевозчики должны взаимодействовать на долгосрочной основе. Договоры об организации пассажирского сообщения должны заключаться на основе конкурса по аналогии заключения концессионных соглашений.
"Такой закон можно было бы принять уже в осеннюю сессию 2016 года", - заявил премьер.