Такие рекомендации дал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов по итогам совещания, посвященного безопасности детей в автомобиле.
По данным экспертного центра "Движение без опасности", 80 процентов детских автокресел, ввезенных в Россию в 2015 году, было импортировано из КНР. По итогам рейдов было выявлено, что большая их часть - некачественный товар. При этом сертификаты на детские кресла зачастую просрочены, а выдавшие их организации невозможно найти. По данным минпромторга, обязательным требованиям безопасности не соответствует более 90 процентов продаваемой в России продукции.
Напомним, что экспертный центр совместно с ГИБДД Московской области провел исследование на предмет изучения последствий аварий, в которых пострадали дети. За год собраны данные о 239 детях-пассажирах, пострадавших в ДТП. Исследование показало, что без использования автокресел вероятность получения тяжелых травм у детей в 1,8 раза выше. В 3 раза выше вероятность гибели ребенка в ДТП при скорости более 60 км/ч в момент аварии автомобиля без детского удерживающего устройства. При этом треть кресел попросту разрушилась в момент ДТП. Такие повреждения были у удерживающих устройств неизвестных производителей.
- Необходимо подготовить предложения по работе с оборотом на рынке сертификации, в том числе в части проблемных аккредитованных организаций, которые выдают сертификаты, - говорит Михаил Абызов. - Также надо подготовить методические рекомендации по обязательным требованиям к информационному сопровождению в точках продаж автокресел. Отдельно необходимо рассмотреть вопрос работы наших контрольных органов по профилактике и пресечению оборота удерживающих средств, которые продаются без надлежащего разрешения.
Министр рекомендовал минпромторгу, Росаккредитации, Росстандарту и Роспотребнадзору до 30 сентября подготовить проект программы обеспечения поэтапного доступа на российский рынок качественных, сертифицированных детских удерживающих устройств и предусмотреть мероприятия по мониторингу организаций, которые выдают сертификаты. Также к середине осени профильные ведомства - минпромторг, Росаккредитация и Росстандарт - должны продумать анализ сертификатов и профилактику оборота несертифицированных устройств. Речь идет в том числе о прекращении действия сертификатов, которые были выданы организациями, не имеющими аккредитации, а также о механизме отзыва продукции с поддельными и просроченными сертификатами.
Ряд рекомендаций касается повышения информированности покупателей детских кресел о том, как выбрать качественный товар. Так, минпромторгу и Роспотребнадзору необходимо подумать об обязательном размещении пояснительной информации в точках продаж и в сети Интернет и представить соответствующие предложения к концу сентября.
- На сегодняшний день существует проблема низкого уровня осведомленности граждан при выборе автокресла, - утверждает президент экспертного центра Наталья Агре. - Зачастую родители уделяют внимание не соответствию товара стандартам безопасности, качества и сертификации, а внешнему виду или цене. Тем самым приобретается яркое и дешевое автокресло порой неизвестного производителя, которое становится реальной угрозой травматизма для ребенка.
В помощь родителям предложено проработать вопрос создания реестра производителей детских автокресел, отвечающих международным и российским стандартам качества. Этим займутся минпромторг, минэкономразвития и Роспотребнадзор. А минтруду рекомендовано уже к 15 сентября совместно с заинтересованными госорганами проработать возможность использования средств материнского капитала на покупку детских удерживающих устройств для детей до 1 года. Согласно исследованию, которое проводилось экспертным центром совместно с ВЦИОМ, только 10 процентов граждан готовы потратить на детское автокресло более 5 тыс. рублей, в то время как качественное кресло, которое действительно может спасти ребенку жизнь в случае ДТП, стоит не менее 7,5 тыс. рублей.
По мнению экспертов Открытого правительства, одна из причин детского травматизма в авариях кроется в действующем законодательстве. Оно разрешает при перевозке детей до 12 лет в автомобиле использовать не только детские удерживающие устройства, но и "иные средства", позволяющие пристегнуть ребенка. МВД уже подготовило поправки в Правила дорожного движения, согласно которым безопасность детей до 7 лет в автомобиле должна обеспечиваться исключительно детскими удерживающими устройствами. Постановление планируется принять в ноябре этого года.