13.09.2016 10:50
    Поделиться

    В Белгородской области нашли альтернативу супермаркетам

    Белгородские предприниматели намерены создать собственную систему сбыта местных продуктов питания, в том числе премиум-класса. Для этого в регионе будут развивать сеть рынков и ярмарок, а также сделают ставку на передвижные торговые точки. Это, по мнению экспертов, даст новый импульс развитию фермерских хозяйств. Однако новой системе придется конкурировать с уже завоевавшим покупателя сетевым ретейлом. И чиновники, и сами представители торговых организаций понимают, как это непросто, но иначе местных продуктов на белгородском рынке будет все меньше.

    Своеобразное противостояние розничной торговли и федеральных сетей в регионе длится уже несколько лет. Магазины шаговой доступности закрываются в любом населенном пункте, стоит крупному ретейлеру только разместить там супермаркет.

    Но главная проблема не в этом. Начальник регионального управления потребительского рынка Владимир Зубов подчеркивает: никто не имеет ничего против "сетевиков". Только вот местной продукции там чуть более 32 процентов.

    - В целом это очень высокий показатель, - отмечает он. - Но нас такое положение дел не успокаивает. Все понимают: без четкой системы сбыта производство продуктов будет падать, нам же нужно, чтобы оно росло.

    При этом статистика показывает: розничный товарооборот в сетевом сегменте с каждым годом прирастает на два процента, а продажи продовольственной группы идут еще динамичнее.

    - Получается, что основной поток покупателей ориентируется на развитие розничного сетевого сегмента, - констатирует Зубов. - А что же с малым бизнесом? Его доля в товарообороте уже сегодня составляет менее процента.

    Почему так происходит? Дело в том, что сложностей у мелких предпринимателей становится все больше. Серьезным испытанием для них стали и последние поправки в налоговое законодательство - о расчете платежей по кадастровой оценке недвижимости. В муниципалитетах, а особенно на сельских территориях магазины попросту закрываются, но рынок не терпит пустоты, и эти здания совсем скоро будут заняты, по всей видимости, сетевыми супермаркетами.

    Крупные ретейлеры способны достаточно долго удерживать низкие цены на ряд продуктов, однако фермерских овощей, фруктов или молока у них не найти.

    Теперь, когда привычных кооперативных магазинов почти нет, за такими продуктами белгородцам предлагают ехать на рынок или ярмарку.

    Тем временем, по словам самих представителей этого сегмента торговли, дела у предпринимателей и, как следствие, у владельцев торговых рядов идут не так уж и хорошо. Созданная год назад Ассоциация рынков и ярмарок региона позволила сообща решить ряд вопросов, однако пока не выполнена главная задача - привлечь покупателя, сделать так, чтобы приобретать продукты на рынке стало удобнее и выгоднее, чем в крупном супермаркете.

    Власти пытаются возобновить традиции выездной торговли в жлые кварталы

    Президент Ассоциации рынков и ярмарок Михаил Несветайло утверждает, что для популяризации такого формата торговли делается все возможное. Между тем, по словам самих предпринимателей, ряд проблем все же остается, и первая - это частые случаи нелегальных продаж. Руководитель регионального управления Роспотребнадзора Андрей Поляков отмечает, что в ведомство пришло лишь три жалобы на подобные факты, однако это не значит, что их действительно так мало.

    Свои товары на белгородских ярмарках до сих пор стараются сбыть торговцы с сопредельной Украины. Несмотря на сомнительное качество привозных колбас и сыров, которые к тому же еще и раскладывают прямо на обочине, спрос на этот товар у белгородцев все равно есть. Украинцы же, заверяя покупателя в том, что продукт "свежайший", раздают визитки с телефонами - мол, надоело стоять на рынке, прячась от полиции, звоните, могу возить вам колбасу хоть каждый день.

    - За этими челноками бегаем и мы, и полицейские, - поясняет Андрей Поляков. - В решении этой проблемы заинтересованы все. Однако в соответствии с постановлением правительства области и региональным законом об административных правонарушениях порядок работы ярмарок контролирует управление потребительского рынка, так что наши полномочия в этой сфере ограниченны. Тем не менее хотелось бы более жесткого контроля: мы помним о возможности завоза из сопредельного государства и сибирской язвы, и африканской чумы свиней.

    К слову, из-за АЧС рынки и ярмарки и так уже недосчитались значительных сумм прибыли. Михаил Несветайло отмечает, что у предпринимателей давно и вполне логично возникают вопросы о том, когда же можно будет торговать домашней свининой. Ведь именно это мясо всегда пользовалось устойчивым спросом и сравнивать с ним промышленный продукт не имеет смысла. А если нет свинины - покупатель зачастую задается вопросом: стоит ли ехать на рынок вообще?

    Начальник отдела организации госветнадзора Юрий Рысин подчеркивает: пока силами ряда служб процесс распространения АЧС в регионе контролируется весьма успешно. На рынке же свинины нет по той простой причине, что легально ее не выращивает ни один белгородский фермер. Те же, кто это делает, - работают в тени, распродавая продукт благодаря "сарафанному радио".

    По нормативам каждое свиноводческое хозяйство в сложившейся ситуации, когда вокруг области то и дело фиксируют вспышки опасной болезни, должно обеспечить средний или высокий уровень защиты, на языке специалистов - III или IV компартмент.

    - Но пока никто не стоит у нас на учете, - уточняет Рысин. - Бороться же с нелегалами сложно: федеральный закон защищает частную собственность. Иными словами, мы не можем зайти в хозяйство и посмотреть, как там содержатся свиньи, чем их кормят и как заботятся. Если же произойдет вспышка АЧС, ущерб составит астрономическую сумму.

    - Культура производства у населения оставляет желать лучшего, и это касается не только свинины, но и, к примеру, молока, - утверждает Зубов. - Но как организовать контроль, должны сказать специалисты.

    Если сложившаяся тенденция не изменится, то максимально сблизить местных производителей и покупателей будет сложно. Именно сейчас на небольшие торговые точки в формате "возле дома" власти и предприниматели делают большие ставки. Уже несколько месяцев чиновники работают над тем, чтобы возобновить традицию выездной торговли: машина с товаром может подъехать в любую точку города, быстро реализовать продукты и уехать. Это было бы очень выгодно всем, особенно покупателям. Однако пока КФХ выезжают только на ярмарки.

    Начальник управления потребительского рынка Белгорода Евгений Ершов уточняет, что продукция крестьянско-фермерских хозяйств занимает уже 30 процентов городских торговых рядов. И параллельно с этим в областном центре оборудуют все больше нестационарных точек. Все это сделало процесс реализации сезонных товаров в Белгороде гораздо проще.

    - Раньше развитию этого направления мешало множество бюрократических проволочек, - признает чиновник. - Предпринимателям нужно было предоставить большое число документов. Теперь мы сократили этот перечень с 13 до трех.

    Это принесло синергетический эффект. К примеру, тех же мест для продажи плодоовощной продукции стало больше, аккуратные и удобные павильоны пришли на смену беспорядочным арбузным развалам. Кстати, теперь, чтобы торговать сезонным продуктом три месяца, предпринимателям не нужно каждый раз участвовать в торгах - договор с ними заключается на пять лет.

    Поделиться