Зачем Польше понадобилась повторная эксгумация жертв авиакатастрофы

Польские власти обратились за помощью к ряду крупных европейских лабораторий для реализации планов по эксгумации всех жертв авиакатастрофы, в которой в 2010 году погиб президент Польши Лех Качиньский. Об этом сообщил "Интерфакс" со ссылкой на местные СМИ.

Поясняется, что эксгумация всех погибших, которую решено провести в рамках нового расследования катастрофы, может позволить получить дополнительную информацию о причинах трагедии. Ранее правящая в стране консервативная партия "Закон и справедливость" решила возобновить расследование этой авиакатастрофы на государственном уровне.

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Генеральной прокуратуры страны, эксгумация тел жертв смоленской катастрофы начнется после ознакомления прокуроров со всеми материалами дела, которое состоит из порядка тысячи томов. По словам представителя прокуратуры, разработан новый план следствия, который требует детального изучения материалов.

Самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского 10 апреля 2010 года потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный". На борту находились 96 человек,  летевших на траурные мероприятия в Катыни. Все погибли.

Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

После катастрофы в Интернете появилось много фейков

Как отмечала ранее прокуратура Польши, непосредственной причиной катастрофы самолета Качиньского стали ошибки в действиях экипажа лайнера.

Комментарий

Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

- Комиссия, которая проводила расследование катастрофы президентского самолета, в свое время пришла к выводу: смерть пассажиров и членов экипажа наступила от множественных механических повреждений тела несовместимых с жизнью. Перегрузка в момент столкновения самолета с землей была колоссальная - более 100g. То, что сейчас Польша приняла решение об эксгумации, может, с одной стороны, говорить о том, что в свое время польские патологоанатомы не до конца проделали какие-то работы. С другой, мне кажется, это, скорее всего, желание перевести стрелки с тех проблем, которые действительно надо было решать. Там было несколько очень серьезных нарушений. Так, экипаж не имел достаточную подготовку к полету на данном типе воздушного судна. Все его тренажерные подготовки были просрочены. Решение произвести заход на посадку при видимости аэродрома 100 метров - тоже нарушение со стороны экипажа. В кабине находился посторонний человек, который оказывал непосредственное воздействие на принятие решения командиром.

Думается, Польша наверняка извлекла уроки из этого события. Ведь кто-то отвечал за безопасность президента, за выполнение полетов, в том числе и этого. Кто-то отвечал за профессиональную подготовку экипажа. Кто-то отвечал за другие вещи, которые могут быть нам не известны. И, скорее всего, эти люди не были в составе делегации, они остались на земле. Кстати, в первые часы после катастрофы в интернете появилось много фейков. Но экспертиза, проведенная не только российской, но и польской стороной, показала: смерть у всех находившихся на борту наступила в результате того, что самолет сначала левым крылом столкнулся с деревом, крыло подломилось, и в течение 3-4 секунд развился запредельный крен. И столкновение с землей происходило уже с поднятыми к небу шасси. В такой ситуации, поверьте, никто не выживает.

Что хочет найти польская сторона через шесть лет после катастрофы - трудно понять. Появилась информация, что якобы найдена какая-то новая звукозапись. Но все выписки радиообмена между диспетчерами и экипажем воздушного судна опубликованы, находятся в открытом доступе. Они переведены на русский, переведены на английский языки. Это не секретная информация.

Расшифровка аудиозаписи, составление так называемого протокола ведения радиосвязи проводилось специалистами Межгосударственного авиационного комитета совместно с представителями Польши. И под этим протоколом стоят также подписи специалистов от польской стороны. Подписи показывают, что специалисты с польской стороны согласились с тем, что было написано на бумаге, насколько правильно было перенесено на бумагу то, что звучало в эфире.

Все записи в свое время были предъявлены международному авиационному сообществу. Поэтому сейчас говорить о том, что там было что-то другое, или, что появились другие записи, - это как-то не совсем серьезно, и не совсем профессионально.

Если там что-то появится новое, то надо будет ставить вопрос, а откуда это появилось, не является ли это каким-то техническим воздействием на те аудиозаписи, которые были.