Вскоре после полудня температура поднимается до плюс 35 градусов. Лю Юэшэн кладет очередное готовое изделие в корзину, а ее водружает в стопку таких же. Стопки корзин уже почти касаются потолка. Несмотря на то, что по его лицу течет пот, он продолжает вить ивовые подушки.
Лю родился и вырос в маленькой деревне Сюэчжуан, расположенной в уезде Таньчэн в 90 километрах от города Линьи в южной части провинции Шаньдун. Лю 48 лет, плетением изделий из ивы он занимается с юности. По его словам, жители деревни Сюэчжуан в течение нескольких поколений занимаются посадкой ивы и изготовлением различных изделий из ивовых прутьев - от мебели до украшений. Сельские жители никогда не зарабатывали много денег на производстве изделий из ивы, пока деревня с населением около 1000 человек не обнаружила Taobao - торговую онлайн-платформу китайской электронной коммерции. Она была создана в 2011 году крупнейшей компанией в сфере интернет-коммерции Alibaba Group.
Открыв четыре интернет-магазина на taobao.com и один - на сайте Alibaba Tmall с системой b2c ("бизнес для потребителя"), Лю продает тысячи изделий по всей стране и получает годовой доход более 4 миллионов юаней (601 тысяча долларов). "В прошлом мы продавали нашу продукцию на ближайшие рынки, а теперь имеем собственные магазины, что дает нам свободу и больше денег, - говорит Лю. - Все члены моей семьи, в том числе два сына, которые только окончили университет, работают на интернет-магазины. Наши покупатели - и частные лица, и различные компании. Мы также разрабатываем продукты по заказам клиентов".
По словам главы села Сюэчжуан Ван Яньпин, плетение изделий из ивы является традиционным промыслом в деревне, которое насчитывает уже почти 300 лет. После успеха Лю почти все семьи в деревне научились сочетать свои традиционные навыки с электронной коммерцией. Деревня, в которой под выращивание ивы отданы 73 гектара земель, продала в 2015 году изделий из ивы на сумму более 60 миллионов юаней, получив титул "деревни Taobao".
В последние годы урбанизация страны изменила жизнь людей в сельской местности. Одна из самых больших проблем состоит в том, что молодые люди уезжают в города, чтобы заработать на жизнь. Это привело к явлениям, которые назвали "пустые гнезда" и "брошенные дети". "Пустыми гнездами" называют дома пожилых людей, которые живут в одиночестве, так как их дети выросли и уехали строить свою карьеру. А "брошенными детьми" - детишек, которые остались в сельской местности под опекой родственников, в основном почти неграмотных бабушки и дедушки или друзей семьи, поскольку их родители уехали в город в поисках работы.
Но благодаря успеху "ивового бизнеса" почти все молодые люди сейчас остаются в нашей деревне и управляют интернет-магазинами, говорит Ван Яньпин: "Мы посылаем некоторых из них в город, чтобы они больше узнали об электронной коммерции. Вернувшись, они передают свои знания жителям деревни, учат старшее поколение пользоваться компьютерами и управлять магазином на Taobao". В октябре прошлого года деревня начала работать над созданием индустриального парка электронной коммерции с инвестициями в 20 миллионов юаней. Он позволит обеспечить офисы, заводы и склады для сельских жителей. Многие жители из близлежащих деревень также приезжают в Сюэчжуан работать и учиться искусству ивового плетения.
За последнее десятилетие количество пользователей Интернета в Китае резко возросло, согласно статистическим данным Китайского информационного интернет-центра (CNNIC), к июню текущего года их насчитывалось уже 710 миллионов. Онлайн-бизнес-модель оказала огромное влияние на жизнь сельской молодежи.
28-летнему жителю города Хунхуа, расположенного в самой южной части уезда Таньчэн, Ван Чао принадлежит занимающаяся электронной коммерцией компания Линьи Цяои (Linyi Qiaoyi E-Commerce Company) - самая крупная интернет-компания по продаже китайских трикотажных изделий. В 2012 году, как и многие молодые люди, которые оставляли свои бедные деревни в поисках лучших возможностей в городах, Ван присоединился к интернет-компании в городе Шэньчжэне, провинции Гуандун. Когда Ван Чао увидел, как его коллеги покупают различные товары, готовясь к традиционному празднику Весны, к нему пришла идея продавать китайские трикотажные изделия онлайн. Он проверил ее, открыв на Taobao магазин по продаже таких изделий, которые покупал на ближайших рынках. В следующем году Ван оставил свою работу и вернулся в родной город, чтобы открыть собственную компанию. Под тремя зарегистрированными торговыми марками в девяти интернет-магазинах на популярных платформах Taobao, Tmall и JD. com теперь Ван Чао продает свою продукцию на сумму около 15 миллионов юаней в год.
"Благодаря развитию электронной коммерции и росту числа китайских онлайн-потребителей, мы, онлайн-предприниматели, не только зарабатываем больше денег, - говорит он. - Изменилось и качество нашей жизни. А ведь открыть интернет-магазин можно совершенно бесплатно, для этого не нужны большое пространство или много средств. Людям нравится украшать свои жилища и автомобили в традиционном стиле, особенно во время традиционных китайских праздников".