Шесть соревновательных дней принесли ей семь медалей: пять золотых и две бронзовые. Для команды из 20 спортсменов, представленной только в плавании, легкой атлетике, дзюдо, фехтовании и академической гребле, очень даже плично.
Все без исключения участники Паралимпиады, преодолевающие не только сопротивление соперников, но и себя, - герои. И среди них есть те, кто особенно выделяется. Игорь Бокий носит прозвище Белорусский Фелпс, но он уже сделал в спорте столько, что не хочется его с кем-то сравнивать. Пловец произвел фурор на прошлой Паралимпиаде в Лондоне, когда завоевал пять золотых и одну серебряную медали. На нынешних Играх Игорь уже выиграл 100 метров баттерфляем, 200 метров комплексом, 400 метров вольным стилем и даже на не самой любимой стометровке брассом взял "бронзу". Заметим, что все свои победы в Рио Бокий одержал с паралимпийскими рекордами, которые сопоставимы с результатами, показанными частью спортсменов на недавней Олимпиаде.
Было бы жутко обидно, если бы в 15 лет этот скромный бобруйский паренек прислушался к врачам и забыл дорогу в бассейн. Но он продолжил плавать. И даже несмотря на серьезные проблемы со зрением, до сих пор иногда выступает вместе с обычными спортсменами: скажем, три года назад по спортивному принципу отобрался и поехал на чемпионат мира по водным видам.
Сегодняшними достижениями Игорь во многом обязан тренеру Бобруйской спортивной школы Наталье Поздняковой, которая с детства формировала его спортивный характер. А сейчас для Игоря как второй отец - личный тренер Геннадий Вишняков. Тоже, кстати говоря, человек с трудной судьбой. Из-за фатальной ошибки врачей (ему неправильно подобрали препараты для лечения гриппа в середине 1970-х), он полностью потерял слух, но научился читать по губам и продолжил работать тренером по плаванию. А однажды вновь услышал окружающий мир:
- Проводили операцию австрийские и словацкие специалисты. Разумеется, был риск - ведь хирургическим лазером вскрывали черепную коробку. Никто не знал, будут ли осложнения. Но я всегда привык идти на шаг впереди.
Сейчас Геннадий Вишняков, помимо Игоря Бокия, тренирует ребят со стопроцентной потерей зрения.
Привык быть на шаг впереди других и знаменосец белорусской команды на церемонии открытия Паралимпиады - легкоатлет Александр Трипуть. Причем даже после того, как получил перелом позвоночника, упав с четвертого этажа, он не изменил этому своему принципу. Александр выиграл "золото" и два "серебра" на Играх в Сиднее и Афинах, выступая среди спортсменов с проблемами со зрением. А в Рио пополнил свою коллекцию медалей "бронзой" в метании копья с инвалидной коляски. И это с ослабленным зрением и после девяти тяжелых операций на позвоночнике! Нынешняя "бронза" Трипутя, пожалуй, даже поувесистее некоторых золотых медалей. Но у него самого остался осадок. Ведь когда перед Паралимпиадой у Саши спрашивали о том, зачем он едет в Бразилию, он долго не думал:
- За "золотом", конечно. В Рио пойду до самого конца, иначе и нет никакого смысла огибать половину земного шара.
Гребчиха Людмила Волчек, которая, как и Трипуть, в свое время сломала позвоночник, попытавшись поправить телевизионную антенну, в Рио на пьедестал не поднялась (5-е место), но и о ней определенно можно было бы написать целую книгу. В отличие от большинства паралимпийцев Люда участвует и в зимних, и в летних Играх. Причем и на тех, и на других не раз брала медали. Она себя не мыслит без спорта:
- Гребля и лыжный спорт - циклические виды. Они дополняют друг друга. Один сезон сменяет другой, и вместе с ними я меняю виды тренировок. Ни мне, ни кому-либо из партнеров по команде не нужно искать дополнительную мотивацию. Спорт - это не просто наша работа, но и наша жизнь.