14.09.2016 19:27
    Поделиться

    Лучший дебют 72-го Венецианского кинофестиваля вышел на российские экраны

    Париж, 1918 год. В богатом особняке живет чинное семейство - жена-француженка (Беренис Бежо), пожилой папа-американец (Лиам Каннингем) и их 10-летний сын Прескотт (Том Свит) - длинноволосый ангелоподобный мальчик с лицом, как после порции концентрированной уксусной эссенции.

    Папа практически не появляется дома, так как занят важной дипломатической работой - он участвует в разработке мирного договора, который должен зафиксировать поражение Германии в Первой мировой войне. К Прескотту раз в неделю приходит красавица-гувернантка (Стейси Мартин), с которой у папы, по всей видимости, интрижка.

    Свои тайны и у матери Прескотта - слишком уж двусмысленными взглядами и репликами она обменивается с другом семьи, американцем Чарльзом (Роберт Паттинсон), который однажды появляется на пороге особняка. Прескотт тем временем растет ребенком жестоким и неуправляемым - то ни с того с сего закидает камнями прихожан близлежащей церкви, то вдруг закатит истерику и запрется на несколько дней в собственной комнате.

    Фильм "Детство лидера" получил приз за лучший дебют на прошлогоднем Венецианском кинофестивале - таким образом жюри одного из самых престижных киносмотров мира поощрило совсем молодого на тот момент 27-летнего режиссера Брэйди Корбета. Хотя до этой картины Корбет был далеко не новичком в кинематографе - со времен отрочества он делал актерскую карьеру, и нельзя сказать, чтобы она была неуспешной. В его фильмографии множество ролей в знаковых картинах последних 15 лет: от "Загадочной кожи" Грегга Араки до "Меланхолии" Ларса фон Триера, от американского авторемейка "Забавных игр" Михаэля Ханеке до "Марты, Марси, Мэй, Марлен" Шона Дуркина.

    Когда хороший актер вдруг решает сесть в режиссерское кресло, к этому принято относиться снисходительно - история кино, разумеется, знает примеры, когда талантливый человек оказывается талантлив по обе стороны камеры, но обратных примеров все-таки куда больше. По "Детству лидера" сразу понятно, что уровень режиссерских амбиций Корбета явно выше среднего. Он явно не хочет, чтобы его воспринимали как актера, решившего поиграть в режиссуру, - замах тут на то, чтобы зваться полноценным автором. Взять хотя бы тему, за которую Корбет берется - это ни много ни мало, а собирательный портрет детства тиранов XX века. Вызывающее даже некоторое восхищение смелостью и масштабностью идеи мероприятие по итогам у Корбета-режиссера выходит далеко не безупречным ни с формальной, ни с содержательной стороны. Разделение фильма на главы тут нужно лишь для того, чтобы скрыть слабые места сценария, а стремление говорить максимально обобщенно приводит к тому, что герои фильма превращаются не в полноценных персонажей, а в абстрактные типажи. Корбет тут допускает типичную ошибку молодых режиссеров, которые уверены в том, что архетипические образы (Мать, Отец, Сын) должны работать сами по себе, стоит их лишь обозначить. С содержательной стороны тоже есть проблемы. Задаваясь вопросом, откуда берутся диктаторы и тираны, которые затем уничтожают свои и чужие народы, Корбет предпочитает искать ответы у одного из своих учителей Михаэля Ханеке - выясняется, что все дело в детских фрейдистских фрустрациях и ханжеской буржуазной морали. И все бы ничего, вот только Корбет, сильно упрощая, пересказывает в данном случае картину Ханеке "Белая лента" . Там речь шла о зарождении нацизма в среде юных бюргеров после Первой мировой. Корбет калькирует смысл фильма Ханеке, заметно его упрощая.

    Когда хороший актер вдруг решает сесть в режиссерское кресло, к этому принято относиться снисходительно

    Молодой режиссер не забывает передать приветы и другим своим учителям - визуальный ряд "Детство лидера" сделан явно с оглядкой на поздние картины Триера, главный его картины - злой эфеб с кукольной внешностью - переехал прямиком из фильмов Грегга Араки. Логичный вопрос: есть ли в "Детстве лидера" что-то непосредственно от Корбета? Пожалуй, нет, если говорить о его фильме, как о совокупности формальных и содержательных находок. Это довольно наивное ученическое кино; дипломный фильм, в котором начинающий автор прячется за фигуры авторитетных мастеров.

    С другой стороны, логику венецианского жюри тоже можно понять, если иметь в виду, что режиссура - это еще и талант рассказывать истории. Корбету нельзя отказать в умении чувствовать правильный ритм и почти не сбиваться с него. Монтаж "Детства лидера" иногда можно назвать вычурным, но моментами - авангардным и заслуживающим отдельной похвалы (особенно ближе к финалу).

    Разумеется, награду Венеции в данном случае нужно расценивать как многообещающий аванс талантливому молодому человеку - в расчете на то, что он повзрослеет и перестанет с умным видом пересказывать чужие банальности. Фамилию Корбета, одним словом, на всякий случай стоит запомнить.

    Поделиться