Петербург с 2015 года живет без генплана. Срок действия предыдущего закончился, новый так и не приняли. Но город продолжает расти. Застройщики руководствуются целым пакетом сводов и правил, которые регулярно меняются. Так, совсем недавно в Петербурге приняли новые правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые призваны были определить границы зеленых зон, высотность зданий, ширину дорог, количество парковочных мест.
Но разработчики решили не ограничиваться сменой "шапки". Они представили совершенно новый документ, который в исходной редакции противоречил ПЗЗ. Среди специалистов развернулась бурная дискуссия, и она была вполне оправдана, ведь если бы документ приняли в изначальном виде, то в Петербурге, почти как в знаменитом парадоксе Шредингера, появились бы объекты, которые законны и незаконны одновременно.
Информированный источник рассказал "РГ", что после экспертной критики и предложений в нормативы были внесены изменения. Однако в Комитете по градостроительству и архитектуре (КГА) корреспонденту "РГ" затруднились рассказать, какие именно разделы дорабатывались. В то же время известно, что сохранилась генеральная линия документа - одинаковые требования ко всем районам города.
Об этот пункт архитекторы и проектировщики давно ломают копья и предлагают разделить город на зоны, для каждой из которых были бы свои нормативы.
- Районирование необходимо, - считает директор Санкт-Петербургского союза строительных компаний Лев Каплан. - Не секрет, что в городе есть обжитые районы, где все давно построено, и кварталы без элементарной социальной инфраструктуры. Именно там в первую очередь и нужно возводить детские сады, школы, поликлиники. В свою очередь у исторического центра есть особенности, например минимальное количество парковочных мест или узкие улицы. И нельзя к этим территориям предъявлять одинаковые требования.
В базовой редакции проекта значительно изменились показатели, касающиеся социальных объектов. Например, если в действующем документе на 1000 жителей полагается 120 мест в школах, то разработчики изначального проекта подсчитали, что будет достаточно 111. Предусматривалось и сокращение мест в детских садах (с 65 до 62).
- Мне кажется, что такие положения появились вследствие строительного лобби. Не секрет, что школы и детские сады застройщики возводят за свой счет, и, конечно, они заинтересованы в том, чтобы социальная нагрузка на них была сокращена, - считает Лев Каплан. - Самое интересное, что в документе никак не отражалась ситуация с инженерными сетями, а ведь именно здесь строительные компании могли бы сэкономить.
По мнению эксперта, еще одной системной проблемой нормативов стало то, что в документе не предусмотрено резервирование территорий для строительства стратегических инженерных объектов. Эта практика в Петербурге приводит к достаточно серьезным сложностям. Яркий пример - Поклонногорский виадук. Многострадальный путепровод, который должен пройти над железнодорожной веткой в Выборгском направлении, пытаются построить с 2012 года. Стройка то замораживается, то возобновляется, и одна из главных причин срывов работ кроется в том, что путепровод должен пройти по частным участкам. Соответственно, каждый из них нужно изъять для городских нужд, выплатить владельцу компенсацию, а если тот не согласен с суммой, ее определяют в суде.
Процедура эта крайне тяжелая. Но и решение о строительстве моста, путепровода или знакового здания принимается не за год и не за два, а за десятилетия до начала работ. Поэтому многие регионы идут на то, чтобы заранее, еще на этапе обсуждения проекта, зарезервировать под него земли.
Сейчас одна из самых главных загадок - попали ли предложения петербургских архитекторов и проектировщиков в итоговую редакцию нормативов. Как сообщили "РГ" в КГА, на данный момент документ проходит согласования в комитетах Смольного, после чего его утвердят на заседании правительства города. Публичных слушаний или широкого общественного обсуждения перед этой процедурой не предусмотрено.
Владимир Аврутин, заместитель генерального директора Института территориального развития, член Градостроительного совета Санкт-Петербурга:
- Без обновления правил никак нельзя. Дело в том, что действующая редакция нормативов принималась Заксобранием города, а сейчас изменился федеральный закон, и теперь такие нормативы утверждаются правительством.