Давайте вспомним, как начинался этот избирательный цикл. Массовыми протестами в Москве и ряде других городов. Движением, которое получило название белоленточного. "Злые горожане" показывали прежде всего свое недовольство избирательной системой, которая, на их взгляд, проглотила политическую конкуренцию. Прошло пять лет. И мы видим серьезные изменения, которые привели и к резкому изменению хода самой кампании. Участники выборов могут критиковать власть, но они гораздо реже критикуют саму Систему.
Прежде всего, серьезно изменилась система допуска партий до выборов. Попасть в бюллетень стало гораздо проще. Условий несколько, но самое простое - нужно иметь хотя бы одного депутата в любом из региональных парламентов. Условие очень либеральное и логичное - если ты не показал хотя бы минимальных успехов на региональных выборах, что тебе делать на федеральных? Ну а всего один депутат - это напоминает скорее антиспамовый фильтр, когда партии просят показать хотя бы минимальное желание что-то сделать, а не просто сидеть на печке и гордо помахивать регистрацией.
Не стоит забывать и о резкой либерализации закона о политических партиях - зарегистрировать партию стало на порядок проще, многие эксперты считают, что даже слишком просто, что может привести к девальвации института политпартий, как это было во второй половине 90-х. Это вопрос дискуссионный, но в любом случае очевидно - стать участником выборов в Думу стало на несколько порядков проще. Это очевидный шаг в сторону развития политической конкуренции в стране.
Результаты очевидны. Сравните число участников выборов по партспискам в 2011 и 2016 годах. Их число выросло ровно в два раза - до 14-ти. При этом в выборах участвуют и те, кого принято называть радикальной и даже несистемной оппозицией. ПАРНАС и "Яблоко" жестко критикуют действующую власть. Никто их с выборов не снимает, рот не затыкают. Ролики с Касьяновым активно крутятся в Интернете, сам он постоянный участник дебатов - естественно, на ведущих федеральных телеканалах.
Были восстановлены одномандатные округа, что сразу же расширило возможности по участию оппозиции в выборах. Партии, получившие право выдвигать списки, могут выставлять кандидатов-одномандатников без сбора подписей. Но некоторые оппозиционеры сумели собрать подписи, хотя оппозиция до выборов уверяла, что это невозможно, потому что невозможно никогда. Яркий пример - Баронова. Которая стала частью избирательного проекта Ходорковского. Казалось бы, для власти нет более серьезного раздражителя. Но все по правилам. Собрал подписи - участвуй. Система изменилась, а многие этого просто не успели или не захотели заметить.
Интересно, что во многих округах от оппозиции идут сразу несколько кандидатов. В округе Бароновой, скажем, это Зубов. И власть их с выборов не снимает. А то, что оппозиция так и не научилась делить округа и сотрудничать друг с другом - это ведь не к власти вопросы. Она отвечает за допуск участников к выборному процессу и честную конкуренцию.
Идем дальше. Активно критикуемое руководство ЦИКа было сменено. Памфилова сразу же стала адвокатом участников выборного процесса. Снятые с выборов по спорным основаниям партии и кандидаты активно восстанавливались. Причем это касалось и радикальной оппозиции. В Петербурге на выборах были восстановлены списки ПАРНАСа. В Новгородской области вернули на выборы "Яблоко". И этих примеров было гораздо больше. Кроме того, стали менять руководителей региональных избирательных комиссий, к которым было много вопросов. Причем это касается ключевых территорий. Так, были отправлены в отставку председатели избирательной комиссии Санкт-Петербурга и Московской области. Нормализована ситуация с досрочным голосованием, а территории, где еще есть аномалии с открепительными удостоверениями, проходят тщательную проверку.
Губернаторы агрессивно в кампанию не вмешиваются. Это - также новая установка. Нужны прозрачные выборы и честная конкуренция. Власть именно честность выборов делает основной ценностью. И это даст эффект не только сегодня, но и в будущем, в следующих избирательных циклах.
Сама "Единая Россия" провела выборы с одной важной новацией - полноценными праймериз, которые стали важнейшим элементом формирования списка кандидатов что по спискам, что по округам. И ее примеру последовали некоторые другие партии - правда, далеко не все сумели организовать этот процесс эффективно. Но в целом праймериз также повысили прозрачность выборов и доверие электората к избирательной системе.
Почитайте либеральные форумы или блоги в Интернете. Если раньше главной темой было снятие кандидатов и ограничения по ведению кампании, то теперь главный вопрос - почему же либеральная общественность не так активно помогает оппозиционным кандидатам, которые в массовом потоке были зарегистрированы? Но это уже вопрос не к избирательной системе. Она дала им шанс выдвинуться, зарегистрироваться и вести агитацию. Умение мобилизовать электорат и обращаться к избирателю - это уже совсем другая история. Тут уже нужно смотреть в зеркало, а не ругать саму Систему.
Таким образом, уже до выборов понятно, что политическая система прошла этот важный тест.
Константин Симонов, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ