Этот проект стал инфраструктурным вызовом для новой России. Всего за шесть лет должны быть модернизированы сотни километров железной дороги, реконструированы десятки станций и разъездов. Цель - снять ограничения для грузовых поездов, повысить пропускную способность "стальных артерий" страны.
"Намечены большие средства в расширение БАМа, и, на мой взгляд, это должно вдохновлять наших ветеранов, должно показать им всем, что они работали не зря, не напрасно", - обратился к строителям президент.
Напомним, после распада Советского Союза в 1990-х годах даже Транссиб оказался не загружен, что уж говорить про одноколейный БАМ, который называли "дорогой в никуда"? Предполагалось, что он даст толчок разработке крупнейших месторождений на прилегающей территории в 1,5 млн квадратных километров. Но планы по их освоению пришлось отложить в "долгий ящик".
"Это все с началом двухтысячных годов не только прошло, а стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже даже не хватает", - заявил Владимир Путин.
Сегодня магистраль обретает второе дыхание, но работает на пределе своих возможностей. Поток товарных составов в направлении дальневосточных портов за последние шесть-семь лет фактически удвоился и продолжает увеличиваться примерно на 10 процентов в год.
Сможет ли Восточный полигон "переварить" возрастающую нагрузку? Однозначно да: первые объекты БАМа-2 уже сдаются в эксплуатацию. От Северобайкальска до Таксимо на 300 с лишним километров параллельно с первым проложен второй путь железной дороги. Это то, о чем мечтали бамовские первопроходцы еще 40 лет назад. Практически готова "двухпутка" на перегонах Таксимо - Лодья и Сакукан - Салликит.
Заново был отстроен разъезд Московский комсомолец в Амурской области, названный в честь первых таежных десантов, прибывших сюда в 1974 году. Из-за падения объемов перевозок в 2000-х годах он был демонтирован, а теперь, как и многие другие, вновь оказался востребован. За два года его главный путь удалось полностью реконструировать, установить современный мобильный комплекс железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Теперь за показаниями входных и выходных светофоров, занятостью приемо-отправочных путей следят "умные" устройства диспетчерского контроля.
Комсомольцы строили БАМ 40 лет назад, а сегодня их внуки прокладывают пути БАМа-2. Здесь проходят практику ребята из Иркутского и Красноярского институтов путей сообщения. Для них это возможность не только заработать, но и почувствовать романтику советских всесоюзных строек. Правда, живут современные студенты не в пример лучше первых таежных десантов: вместо палаток и холодных вагончиков у них теплые общежития.
Большие работы ведутся и на Западном БАМе, который входит в состав Восточно-Сибирской дороги. Уже сданы в эксплуатацию вторые пути на участках Предленский - Чудничный и Чудничный - Звездная.
Крепким "орешком" здесь оказалась вторая нитка Байкальского тоннеля, которую сейчас пробивают через Дабанский хребет параллельно с первой. Для этой стройки из Сочи был доставлен современный проходческий щит Lovat, которому твердые скальные породы оказались "по зубам". Сегодня тоннельщики пробили уже более 2 тысяч метров подземного коридора, который станет одним из самых длинных на всем БАМе (более 6 км).
В целом, модернизация должна охватить 1200 "узких мест", а к богатейшим месторождениям от БАМа пойдут боковые "капиллярные" ветки. Строителям придется проложить около 500 километров вторых путей, реконструировать 92 станции, 47 разъездов, 680 километров линий автоблокировки, 350 километров контактной сети, 19 тяговых подстанций, 85 мостов.