БАМ: фантастический тоннель

5 декабря 2003 года на Байкало-Амурской магистрали был открыт Северомуйский тоннель, самый длинный железнодорожный тоннель в России (более 15 км). Именно эта дата считается днем, когда "стройка века" окончательно завершилась.

Тысячи километров БАМа идут по Забайкалью, сквозь "горную страну". Строители магистрали покорили сотни вершин, котловин, перевалов. Но одним из самых сложных участков этого пути стал Северо-Муйский хребет. Чтоб пустить под ним поезда, потребовалось 26 лет непрерывного тяжелого труда.

Горнопроходческие работы в районе будущего Северомуйского тоннеля начались 28 мая 1977 года. Тектонические разломы с горячими подземными водами, высокая концентрация радиоактивного газа радона, перетертый в песок гранит, обвалы и осыпи... "Набор" таких сложных условий нигде в мире раньше не встречался.

Общая длина горных выработок тоннеля - около 45 километров. Здесь постоянно действуют системы сейсмического и радиационного контроля, сложные сети связи, освещения. Микроклимат помогают поддерживать специальные ворота, созданные в Космическом центре им. Хруничева. Они открываются перед каждым поездом и закрываются за ним снова.

Северомуйский тоннель сократил путь через Ангараканский перевал с 57 до 23 километров, а время в пути - от двух часов до 25 минут. Благодаря ему по всему БАМу смогли двигаться полновесные грузовые поезда. До открытия тоннеля такие составы приходилось расцеплять и перемещать через хребет окружной дорогой - по Северомуйскому обходу. Они шли с максимальной скоростью всего 20 км в час и постоянно рисковали попасть под лавину. А тяжелые груженые вагоны приходилось еще и подталкивать в гору вторым локомотивом.

Сегодня извилистая дорога Северомуйского обхода, спрятанная в глухой тайге между сопками, считается одним из красивейших участков Байкало-Амурской магистрали и привлекает немало туристов. Здесь расположен уникальный "Чертов мост" - 360-метровая изогнутая эстакада, стоящая на двухъярусных опорах. У машинистов она пользуется недоброй славой. Говорят, перед въездом на "Чертов мост" многие из них до сих пор крестятся. Правда, сегодня поезда этим путем почти не ходят. После запуска тоннеля в 2003 году, "Чертов мост" был оставлен как запасная трасса.

Кстати, 2003 год известен еще одним примечательным событием. 22 сентября было подписано постановление Правительства РФ о создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Это решение было принято в рамках структурной реформы, которая давно назревала в отрасли.

В 2003 году от Министерства путей сообщения к ОАО "РЖД" перешло 987 предприятий и 100% железнодорожных магистралей в России. С тех пор отрасль вышла на совершенно новый уровень развития. Построено более 860 км новых путей, закуплено более 1600 локомотивов, 4500 пассажирских и 74000 грузовых вагонов. Показательный факт: в 2010 году впервые с дореволюционных времен из Москвы отправился поезд до Ниццы.

В 2003 году средняя скорость пассажирских поездов дальнего следования едва превышала 80 км/час. Лишь отдельные "счастливчики" передвигались быстрее. А сейчас в России работают линии скоростного движения, конкурирующие с авиацией. Поезд "Сапсан", развивающий скорость до 250 км/ч, позволяет добраться из Москвы в Санкт-Петербург за три с половиной часа. Кроме того, разрабатываются проекты магистралей, способных обеспечить безопасное движение со скоростью 350-400 км/час.

Сегодня ОАО "РЖД" осуществляет 85,1% грузовых перевозок в стране (без учета трубопроводного транспорта), перевозит свыше 1 млрд пассажиров и 1,2 млрд тонн грузов в год. В Холдинге "РЖД" трудится более 1 млн сотрудников. По объему выручки ОАО "РЖД" стабильно входит в пятерку крупнейших компаний России.

Фото: Александр Сенцов/ТАСС