Большинство из ожидающих депортации - граждане Узбекистана и Таджикистана. Но есть также китаец, проживший в России 25 лет, афганец и даже португалец.
- Если в прошлый приезд мы зафиксировали, что на полу в каждой комнате спали двое человек, то сейчас - пятеро. Качество питания и медицинского обслуживания не изменилось, оно крайне плачевное, - считает заместитель председателя общественной наблюдательной комиссии Александр Смышляев.
Выяснилось, что "постояльцам" не хватает матрасов и кроватей, их не выпускают на улицу, потому что дежурящий охранник не рискует брать на себя ответственность: уж больно хлипок забор.
Одна из причин всего этого - в недавней реорганизации службы ФМС и передаче ее полномочий структурам МВД. В переходный период полиция просто не успевает справляться со всем сразу.
По словам Смышляева, обострение ситуации было вполне прогнозируемым. Ведь многие иностранцы приехали в Приморье на летние заработки. Деньги собирались потратить на сборы детей в школу, поэтому планировали вернуться на родину к 1 сентября. Некоторые даже провели четырехдневную забастовку в знак протеста против долгого ожидания депортации.
Попавшие в изолятор граждане должны быть высланы из России по постановлению суда. У них есть право сделать это добровольно на свои деньги или ждать депортации за счет бюджета РФ. В поле зрения правоохранителей эти люди оказались, как правило, за нарушение миграционного законодательства (несоблюдение правил регистрации и сроков пребывания, работу без разрешения, иногда подделку миграционных документов или незаконный переход границы), но есть и те, кто совершил преступления.
С начала 2016 года судебные приставы Приморья доставили до пунктов пропуска через государственную границу России 467 иностранных граждан. Для сопровождения двух мигрантов до границы положен один пристав, дорогу приходится оплачивать всем троим. Кроме того, депортация из ДФО в страны СНГ возможна только авиарейсами. С нарушителями опять же летит пристав - до столицы РФ, и только там он "передает" их московским коллегам. Вся процедура влетает российскому бюджету в копеечку и проводится по мере поступления денежных средств. Шесть миллионов рублей истрачено за первые четыре месяца текущего года и восемь миллионов - за весь прошлый год. Деньги пошли не только на билеты для иностранцев и судебных приставов, но и на оформление бумаг, которых у большинства подлежащих выдворению из страны нет, но без них нельзя приобрести проездные документы.
- Приставы должны выступить с инициативой сокращения числа сопровождающих сотрудников. Временно задержанные иностранцы - не преступники, захватывать самолет они не станут. Зато можно было бы разгрузить изоляторы и сократить затраты госбюджета, - считает Александр Смышляев.
Общественники провели круглый стол вместе со специалистами Управления федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Приморскому краю и членами национальных объединений. На нем было высказано мнение, что уехать мигрантам самостоятельно из России позволит снижение цен на авиабилеты. Это не только сократит время пребывания депортируемых в РФ, но и сэкономит бюджетные деньги. "Мы предложили главам диаспор направить такое предложение представителям авиакомпаний, осуществляющих перевозку пассажиров чартерными рейсами из Владивостока в Ташкент", - сообщает пресс-служба УФССП.
- Мы обратили внимание членов национальных организаций на необходимость профилактической работы с их прибывающими в Приморье соотечественниками. Необходимо разъяснять сроки и условия постановки на миграционный учет, чтобы приехавший издалека человек работал в крае на законных основаниях и не боялся проверок, - говорит специалист УФССП Екатерина Гориченко.
И все-таки ситуация пока патовая. У проштрафившихся иностранцев нет денег, чтобы самостоятельно покинуть край. Заработать их они не могут, поскольку нарушили миграционное законодательство РФ. Депортация осуществляется нерегулярно. Реальной возможности ускорить процесс нет. Правда, удалось договориться с представителями приморских общественных национальных организаций о содержании в некоторых случаях иностранных граждан, обязанных покинуть пределы Российской Федерации, в семьях членов диаспоры. И под ответственность ее лидеров.
Сергей Пушкарев, председатель комиссии по вопросам миграции и межнациональных отношений Общественной палаты Приморского края:
- Среди мигрантов немало тех, кто давно живет в крае, нашел свое место в обществе, честно трудится и не представляет угрозы государству, но в правовом отношении эти люди никак не оформлены. Если человек не уложился в 30-дневный срок, отведенный для постановки на миграционный учет и получение патента, он превратился в нелегала. Я бы к таким лицам применял нечто вроде миграционной амнистии. Чем тратить миллионы рублей налогоплательщиков на выдворение, не лучше ли после определенной проверки оставить этих людей в крае, депортировав только тех, кто совершил уголовное преступление? Все мигранты едут в Россию легально и незаконными становятся уже в процессе своего пребывания. Так, в Приморский край прибыли и встали на миграционный учет в 2015 году 49004 гражданина Узбекистана, а оформили свой правовой статус (приобрели патент, получили разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство России) - 12367. Что делали остальные 36637 человек? Не лучше обстановка и в этом году. Практически все приехавшие являются нарушителями миграционного законодательства. И что?! Надеяться на то, что они сами улетят, наивно. И добиваться снижения цен на авиабилеты опять же за счет субсидий из российского бюджета - вряд ли хороший выход из положения.