Села Зауралья остались без дров из-за передачи лесхозов частникам

Жители Лебяжьевского района обратились в "РГ" со своей проблемой: из-за конфликта местного предпринимателя и арендатора лесхоза люди накануне зимы рискуют остаться без дров. По мнению районных чиновников, ситуация отнюдь не локальная, а порождает ее противоречивый региональный закон.

Поленицу не сложить

18 учителей и ветеранов педагогического труда Лопатинской средней школы пожаловались в прокуратуру на лесозаготовителя Наталью Герасимову.

- Деньги мы отдали ей еще в июле, дрова обещали доставить в августе. Уже сентябрь, а их нет, - рассказала "РГ" замдиректора школы Наталья Антонова.

Наталья Герасимова обеспечивает топливом также социальные учреждения села.

- Мы работаем с ней уже более пяти лет, она ни разу не подводила. В этом году, видимо, что-то пошло не так, - переживает глава Лопатинского сельсовета Иван Медведев. - Я слышал, у нее возникли разногласия с арендатором лесных участков. Точно не знаю, поэтому не могу комментировать ситуацию. Но считаю неправильным ломать отлаженную годами систему и устранять местных предпринимателей с рынка заготовки дров. Нам с Герасимовой было очень удобно работать, знали: привезет вовремя и хорошего качества.

Лесхоз, в составе которого три района, передали в частные руки. Арендатором огромной лесной территории стал житель Москвы

Столь же плачевная ситуация с дровами в Арлагульском сельсовете. По договору  предприниматель должен поставить для отопления учреждений соцкультбыта 75 кубометров. В начале сентября не было ни полена.

Между тем Наталья Герасимова тоже обратилась в прокуратуру и областную Думу. По ее мнению, во всем виноват арендатор.

Беззащитный защитник

Предпринимательница занимается лесозаготовками с 2009 года. Ежегодно поставляла жителям и в организации около 9 тысяч кубометров дров (весь Лебяжьевский район потребляет в год 25 тысяч). Проблемы начались с прошлого года, когда Мокроусовский лесхоз, в состав которого вошли три района, в том числе Лебяжьевский, передали в частные руки. Арендатором огромной лесной территории стал житель Москвы. Кстати, ему же по результатам аукциона достался и Петуховский лесхоз. Новый хозяин нанял управленцев, которые ведут все дела на месте и диктуют свои правила.

- В этом году мне выделили всего 1200 кубов, а я только льготникам должна привезти 3,5 тысячи, - разводит руками Наталья Герасимова. - На мои просьбы администрация лесхоза отвечает, что на второе полугодие делян пока нет, хотя сам лесхоз дрова пилит. При этом директор предлагает мне работать либо на лесхоз, либо никак.

По иронии судьбы Наталья Герасимова является в районе общественным представителем уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курганской области. Но вот собственный бизнес защитить, увы, не может.

- Я свои обязательства на этот год выполню, чего бы мне это ни стоило, - заверяет она. - Если не дадут работать дома, привезу дрова из Тюмени.

В то же время женщина признается, что очень устала от этой нервотрепки и ей уже не раз приходила в голову мысль, не перевести ли свой бизнес вообще в соседний регион. Только кому от этого станет лучше? По ее наблюдениям, нынешний год показал: лесхоз с таким объемом заготовки дров не справляется, значит, пострадают люди. Да и бюджет может недосчитаться почти миллиона рублей налогов, которые она исправно платит.

Договор - понятие двустороннее

Генеральный директор Мокроусовского лесхоза Алексей Борисов считает, что Наталья Герасимова нагнетает обстановку и сгущает краски. Никто, утверждает он, в районе без дров не останется, лесхоз обеспечит всех по заявкам. Но их почему-то нет. По данным на 30 августа, в папке заказов лежали заявления на 15 кубометров - считай, три машины дров. При этом никаких жалоб от глав сельсоветов и жителей не поступало.

- Вообще-то, у нас в договоре аренды не написано, что мы обязаны обеспечивать население дровами, а предпринимателей - работой. Тем не менее мы это делаем, - говорит Алексей Борисов. - С нами в районе работают восемь подрядчиков. Ни с кем из них проблем нет, только с Герасимовой. Честно говоря, я не понимаю, как она могла кому-то что-то заранее обещать, если у нее нет в аренде лесных участков и она не знала, выделят ей деляны или нет.

По словам гендиректора, Герасимовой было предложено несколько вариантов сотрудничества. Но ей хочется приобретать дрова "поближе, получше и подешевле". Одну деляну она выпилила, а на второй начала сбивать цену.

- Если предпринимателю нужен товар подешевле, пусть тогда участвует в лесовосстановлении, охране лесов, тушении пожаров. Мы учтем его расходы при отпуске древесины, - предложил Борисов. - Лесхоз на все эти мероприятия тратит в год около 30 миллионов рублей, вдобавок к этому 1,1 миллиона рублей - арендная плата. У нас в штате 97 человек, им нужно платить зарплату.

Вместе с тем руководитель предприятия признает: если бы даже захотел, не смог бы сейчас предоставить деляны Герасимовой, потому что свободных участков просто нет. Документы на их выделение, по его словам, были поданы в региональный департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, но там выдачу лесной декларации почему-то задерживают.

Породили монополиста

По мнению заместителя главы Лебяжьевского района Валерия Каткова, корень зла в истории с дровами нужно искать в законодательстве. В Курганской области есть специальный закон, принятый еще в 2007 году - он регулирует порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Однако уже сам этот документ противоречив и вводит людей в заблуждение, а также порождает монополистов, считает замглавы.

Местные власти волнуются не зря: по закону именно они отвечают за организацию теплоснабжения населенных пунктов - с них, если что случится, и спросят. Но у муниципалитетов нет в собственности лесов и нет рычагов, чтобы заставить арендатора обеспечить жителей топливом. Администрация района направила в областную Думу письмо с просьбой переписать закон. Да и в договоры аренды следует внести изменения - обязать владельца лесхоза работать с предпринимателями и населением, предлагают местные чиновники. Валерий Катков признается: терять такого крупного налогоплательщика и работодателя, как Герасимова, им вовсе не хочется.

Здесь уместно напомнить, что Курганская область - один из немногих регионов России, где почти весь лесной фонд (95 процентов) передан в аренду частникам. Для областных чиновников это предмет гордости, для местных - головная боль.

- По сути арендатор является монополистом на три района, - говорит Валерий Катков. - Раньше люди могли и сами заготовить себе дрова, а теперь у них нет никакого выбора ни по заготовителям, ни по цене.

В областном департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды утверждают: проблем с обеспечением населения дровами в регионе нет

Между тем цена этого ресурса регулируемая. Ее утверждает профильный областной департамент для каждого лесозаготовителя. Перечень организаций и утвержденные цены можно найти на официальном сайте ведомства. Например, по данным на 25 августа 2016 года, в Мокроусовском лесхозе цена кубометра дров без доставки - 699,43 рубля. А вот с доставкой сумма резко увеличивается и может расти до бесконечности: все зависит от спроса. Вторую, нерегулируемую, часть тарифа никто не контролирует. Сейчас машина дров (пять кубов) обходится сельскому жителю в 6,5 тысячи рублей. Это в лучшем случае. Обычно на зиму необходимо пять-шесть машин. Учителям хотя бы компенсируют стоимость топлива. А что делать семьям, которые живут только за счет личного подсобного хозяйства и едва сводят концы с концами? Если бы они заготавливали дрова самостоятельно, они обошлись бы вполовину дешевле. В Арлагуле жители рассказали корреспонденту "РГ", что их не пускают в лес даже за валежником. Правда, гендиректор лесхоза в ответ на мой вопрос сообщил: собирать валежник никто не запрещает, но только в том месте, где укажут, и стоит он 180 рублей за куб.

Никакой напряженности

Увы, Лебяжьевский район в Зауралье не единственный, где люди не могут без проблем заготовить топливо. В селе Клюквенном Макушинского района, которое обслуживает Петуховский лесхоз, по словам местных жителей, в середине августа обычно у каждого двора свалена большая куча дров, а у некоторых уже и поленица сложена. Нынче такая картина - большая редкость. Местный лесник, по словам селян, старается изо всех сил, только не успевает в одиночку. Одно время возил древесину предприниматель из райцентра, а сейчас он свою деляну уже выбрал. Бывает, заезжает в деревню "левый" грузовичок с дровами, но водитель не дает квитанций на свой товар, а без них льготники не могут рассчитывать на компенсацию. Правда, многие все равно покупают: а куда деваться?

Между тем в областном департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды утверждают: проблем с обеспечением населения дровами в регионе нет. На официальный запрос "РГ" в ведомстве ответили: среднегодовая потребность жителей Курганской области в дровах составляет около 500 тысяч кубометров, а допустимый объем изъятия древесины - более 850 тысяч, то есть ресурсов более чем достаточно.

- Отдельные жалобы на отсутствие возможности заготовки и приобретения дровяной древесины связаны с недостаточной информированностью населения, а в некоторых случаях - с желанием обеспечить собственную предпринимательскую деятельность, - заявил и.о. директора департамента Эдуард Гусев. - Урегулирование взаимоотношений арендатора лесхоза и местного предпринимателя к полномочиям департамента не относится.

Департамент также сообщает, что, кроме реализации дров по установленным ценам, арендаторы активно привлекают местное население к уборке лесных насаждений. Однако желающих вести таким способом заготовку валежной древесины (даже безвозмездно) среди местного населения немного. Например, на территории Варгашинского лесничества с мая по август текущего года в подобных акциях приняли участие лишь 53 человека, которые заготовили для себя 277 кубометров дров.

Мнение

Владимир Гусев, руководитель сельхозпредприятия:

- Раньше у нас были колхозные леса и за них отвечал председатель. Если бы лесами владел муниципалитет, то он был бы заинтересован в их сохранении, развитии и получении с них доходов. Один арендатор никогда в лесу порядок не наведет, за всем не уследит. Арендаторов должно быть несколько. А для этого лес, как землю, нужно поделить на участки и отдать их местным жителям в аренду или субаренду, требуя соблюдения всех законов. А валежник, считаю, нужно вообще предоставлять бесплатно.

P.S.

Когда верстался номер, педагоги лопатинской школы сообщили, что Наталья Герасимова все-таки сдержала слово и начала возить учителям дрова. Из Клюквенного тоже пришли хорошие новости: по словам лесника Николая Ливерко, жителей топливом обеспечивают.