Генеральный директор компании "Новоенисейский ЛХК" Мартин Херманссон считает, что озаботиться реформированием системы управления лесного хозяйства нужно не только на региональном уровне, но и в масштабе страны в целом: "Это вопрос не только регионального уровня. На уровне правительства РФ также нет четкой позиции. Решения принимают Минпромторг и Минприроды в лице Рослесхоза. Получается, что они параллельно управляют ЛПК.
Считаю, что лесные структуры нужно выделить из состава министерств и объединить. При грамотном управлении прирост на гектаре в год может быть в два или три раза выше, причем это будет прирост не низкокачественной древесины, а реально востребованной на рынке".
Но в России лесами не управляют системно, как, например, в Финляндии или Швеции, где уже 90 лет назад поняли, что экономический эффект и доходы от отрасли важнее, чем политика, продолжает Мартин Херманссон. Главная проблема, на которую должны обратить внимание федеральные власти, - это отсутствие ухода за лесом и, как следствие, низкий и некачественный прирост. Основной задачей для экономики сектора в рамках целой страны и каждого отдельно взятого лесовладельца, в частности, после сплошной рубки, должно стать желание возвратиться через 12-15 лет и начать уход за молодняком. Это именно то время, когда необходимо убирать кривые сосны, всю осину, березу. А также грамотно распределять солнечный свет, влагу и удобрения путем создания между деревьями равных промежутков.
По сути, сама по себе заготовка леса - это лишь вершина айсберга всего объема работы и количества рабочих мест в общем по отрасли при нормальном управлении. Всего 25-30 процентов рабочего ресурса тратится на заготовку, остальное - на посадку, уход за молодняком через 15 лет после посадки. Еще через 20 лет до момента сплошной рубки делается коммерческий уход за лесом для выращивания запасов до конечного уровня в 350-500 кубов с гектара за минимальный срок. Без этого максимально эффективной отдачи не будет.
Но сегодня вложений по этому направлению в России нет, сетует руководитель Новоенисейского ЛХК. Нет даже плана для перехода на интенсивное лесопользование. Почему? Ведь это как делать ремонт в съемной квартире. Если бы участки принадлежали не государству, а предприятиям, как это принято во многих странах, то у бизнеса был бы стимул вкладываться в посадку леса и долговременный уход за ним.
В Швеции более 70 процентов лесных угодий находится в частной собственности, а оставшиеся - это либо эксплуатационные леса, принадлежащие государству, либо заказники. Насколько это обоснованно - говорят простые факты. Швеция, которая по площади в 35 раз меньше России, имеет "лесной" ВВП в долларовом эквиваленте выше российского. Вот о чем стоит задуматься на федеральном уровне.