Юные, дерзкие, образованные, они не хотели следовать канонам, причем всяким. С равной страстью отвергали и застывший академизм, и мимолетную прелесть импрессионизма, и "игру в сказки", столь свойственную символистам.
Новый век, Первая мировая война, переворачивающие сознание революции, принесли в мир новую эстетику, поставили перед ним новые задачи - гораздо более серьезные, чем взрослые игры в любовании увядающей красотой, считали они. Разговоры об этих задачах и стали сутью их общения.
На выставке представлены около 150 произведений из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, музея имени Бахрушина, а также из частных коллекций. Среди работ авангардистов не только живопись и графика, но и пространственные объекты: Петр Митурич, к примеру, иллюстрировал ими произведения своего кумира Велимира Хлебникова, на сто лет обогнав инсталляции современных художников. "И я свирел в свою свирель,/ И мир хотел в свою хотель./ Мне послушные свивались/ звезды в плавный кружеток./ Я свирел в свою свирель,/ выполняя мира рок".
А молодой тогда искусствовед Николай Пунин, анализируя творчество этих художников, сделал себе и имя, и научную репутацию. На выставке представлен портрет Пунина работы Казимира Малевича, который тоже не раз навещал "квартиру N 5". Но как раз Малевича-то это сообщество и не приняло. Его уход "в космос", в "черную дыру", в аннигиляцию творчества был неприемлем для этого кружка.
Гораздо ближе им оказался Владимир Татлин, предугадавший в наступившем ХХ столетии "век технологий". Вслед за ним сообщество "квартиры N 5" упоенно экспериментировало с формой и материалами, конструировало пространственные композиции, искало в рисунке и живописи необычные приемы.
Вот портрет композитора Артура Лурье работы Петра Митурича. Художник Владимир Милашевский вспоминал, как были изумлены коллеги, когда автор сначала нанес на холст красочный слой, а потом сделал по нему рисунок. Ведь "по правилам" всегда делалось наоборот!
"Лысоватый губошлеп, "петербургская штучка" сродни Хлестакову" явился на холсте, по словам Милашевского, стремительно и внятно. Кстати, Лурье, один из возлюбленных Анны Ахматовой и один из персонажей ее "Поэмы без героя", тоже был завсегдатаем "квартиры N 5". Не случайно в экспозиции сборники нот его произведений, иллюстрированные собратьями по кружку.
А посетители выставки с помощью интерактивного оборудования могут даже услышать и сами произведения.
Примечательно, что в экспозиции впервые одновременно показаны работы, созданные в одно время и в одном месте, но никогда ранее не "встречавшиеся".
- Здесь есть хрестоматийные вещи - например, знаменитый портрет Анны Ахматовой работы Натана Альтмана и никогда не выставлявшиеся ранее его же рисунки, - говорит одна из кураторов выставки, заведующая отделом музея Наталья Козырева. - Есть шедевры, не виденные публикой, рисунки художников, у которых никогда не было персональных выставок.
Десятилетие, обозначенное рамками "Квартиры N 5", было временем их взросления. Впоследствии жизнь развела членов этого сообщества: кто-то переехал в Москву, кто-то эмигрировал, кто-то сгинул на фронтах Гражданской, кто-то стал хрестоматийным книжным графиком... Но исследовать питательный бульон, в котором вызрели таланты, интересно и поучительно.