15.09.2016 09:15
    Поделиться

    Звезда мировой оперной сцены споет на киргизском языке

    Российский оперный певец Денис Седов принимает участие в постановках ведущих оперных театрах мира. Недавно он посетил Киргизию, чтобы поддержать проект своего киргизского коллеги Алмаза Истамбаева и выступить перед любителями классического искусства. В Бишкеке он принял приглашение зайти в гости в Центрально-Аазиатское представительство "Российской газеты".

    В редакцию Денис привел девятилетнего сына Вениамина. Несмотря на возраст, мальчик знает четыре языка, играет на нескольких музыкальных инструментах. Поэтому интервью мы решили начать не с вопросов знаменитому певцу, а с общения с Вениамином. Тем более, что, как утверждал Денис, сын готовился к интервью и очень волновался.

    - Ты побывал во многих странах и вот сейчас попросил папу взять тебя с собой и показать Киргизию. Что же тебе особенно понравилось здесь?

    Вениамин Седов: В Киргизию я приехал из Франции и удивился, что тут все говорят на русском языке. Мы ездили на горячие источники в Иссык-Ате, купались, и, конечно же, мне очень понравился Иссык-Куль. Такая прозрачная и теплая вода. Мы ходили в горы - в поход, кушали большую дыню. Горы очень понравились. Они такие высокие, и летом их макушки в снегу. Кажется, будто за них цепляются облака.

    - Хотел бы ты стать таким, как папа, или у тебя есть какая-то своя заветная мечта?

    Вениамин Седов: Пока не могу сказать, есть ли у меня какая-то особенная мечта. Мне нравится петь, и здесь, в Бишкеке, впервые спою на сцене вместе с папой. Может, в будущем стану как он. А пока учусь в четвертом классе, занимаюсь в хоре, играю на фортепиано, гитаре, бас-гитаре, ударных.

    - Денис, как вас приняли киргизские зрители?

    Денис Седов: Поражен радушием киргизстанцев. Честно скажу, такого гостеприимства, открытости и щедрости души давно не встречал. По этим качествам можно судить о стране в целом. Меня поразило, что живущие здесь люди готовы отдать и сделать все, чтобы гостю было хорошо. Нас с Вениамином окружили заботой и вниманием. Жалею, что не смог принять участие в открытии вторых Всемирных игр кочевников, у меня на это время уже были назначены концерты в Мадриде. Зато на торжествах, посвященных 25-летию независимости Киргизии, спел вместе с детским хором, где также участвовал мой сын. А вообще знакомство с киргизскими зрителями произошло в конце апреля. когда приехал в страну впервые. Встретили радушно, артисты оперного театра, его администрация, профессора из консерватории, чиновники были внимательны. Словом, нас тут избаловали.

    - Свой творческий путь вы определили в шестилетнем возрасте. За время карьеры, а началась она довольно рано, не возникало ли желания заняться чем-то другим?

    Денис Седов: Стать кем-то другим не хотелось, но хотелось жанрового разнообразия. Поэтому в моем репертуаре есть разные музыкальные стили. Долгое время я провел в Южной Америке и играю босса-нова, пою песни из репертуара Дина Мартина и Фрэнка Синатры. В апреле этого года вышел мой диск с записями церковных песнопений. Записал концерт для баса с хором Исаакиевского собора. Это была очень удачная работа, на мой взгляд. Я привозил этот диск бишкекским коллегам.

    Известный российский продюсер Игорь Крутой работает с Дмитрием Хворостовским, Суми Йо и другими выдающимися оперными певцами. Не хотелось бы вам принять участие в таких проектах?

    Денис Седов: У меня есть ряд своих подобных проектов. В наше время нужно быть универсальным артистом, чтобы, если можно так сказать, оставаться на плаву. Сейчас оперный бизнес находится в упадке из-за всемирного экономического кризиса, а оперный театр - весьма дорогая организация. Нужно платить достойную зарплату артистам хора, оркестру, гримерам, работникам постановочного цеха. Все это огромные затраты. Поэтому во всем мире оперные театры существуют на средства меценатов, и когда у этих людей денег хватает только на поддержание собственного бизнеса, им сложно найти дополнительные ресурсы на поддержку искусства.

    Сейчас проходит мой 24-й творческий сезон. То есть я отпел на сцене практически четверть века и скажу, что оперное искусство сильно изменилось по сравнению с 90-ми годами. Можно сказать: его сменил бизнес.

    - Вы пели в "Метрополитен-опера", "Ла Скала", "Гранд-опера", Ковент-Гардене, в театрах Сан-Франциско, Барселоны, Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро, Сантьяго, но ни разу в "Большом". Почему?

    Денис Седов: В российских театрах существует своя оперная труппа, и предпочтение в распределении вокальных партий отдается входящим в нее певцам. Замену ищут, когда некому петь. Чтобы попасть в эту труппу, нужно быть в нужное время в Москве и свободным от каких-либо других концертов. Но, если откровенно, трудно быть на подхвате.

    Кстати сказать, такая же схема действует и в немецких оперных театрах, а во всех остальных по-другому. Кроме того, российская театральная система требует много времени на решение организационных вопросов. Меня неоднократно приглашали в Петербургскую филармонию, Михайловский театр. Сейчас ставим в театре "Эрмитаж" оперу Игоря Славинского "Король Лир", где пою главную партию. 28 октября будет премьера. Буквально на днях запланировано выступление в Питерской капелле.

    - У вас есть любимая партия, к которой больше всего лежит душа?

    Денис Седов: Этот вопрос задают часто, но не могу ответить однозначно. Скажу лишь, что самая близкая партия - та, над которой работаешь в данное время. А вот самая любимая опера - "Богема". Думаю, что даже для тех, кто никогда не был в театре, именно это произведение окажется понятным. То есть ее должен посмотреть каждый. Разнообразие картин, манера исполнения поразит даже неискушенного зрителя.

    - Какую из своих творческих работ вы бы назвали трамплином к успеху?

    Денис Седов: Моим трамплином была долгая работа. А выражение "проснулся знаменитым" мне кажется сказкой. Такого произведения, которое бы в одночасье изменило мою жизнь, нет.
    Есть много певцов, которые, как вы говорите, проснулись знаменитыми, но потом за несколько лет сгорели. Поэтому, на мой взгляд, надо рассчитать силы и с пониманием относиться к тому, что происходит с голосом, чтобы петь минимум 45 лет. Все знаменитые певцы потому и стали великими, что пели долго.

    - Известно о вашем тесном сотрудничестве с такими прославленными музыкантами, как Пласидо Доминго, Рикардо Мути, Джеймс Левайн, Курт Мазур. А с кем из российских звезд вы сотрудничаете?

    Денис Седов: Посчастливилось петь с великой Ириной Архиповой. Это был спектакль "Евгений Онегин". У меня была небольшая партия, она же в 72 года спела партию няни. Помню, к ней за кулисы пришел Дмитрий Хворостовский и поклонился в ноги.

    - Ну и традиционный вопрос: ваши планы на будущее.

    Денис Седов: В ближайшее время буду участвовать в открытии Дней России в Испании, затем предстоит концерт в Питерской капелле, российско-китайский фестиваль "Амурские берега" в Благовещенске и Харбине. Пройдут выступления и в Киргизии - в рамках проекта моего друга Алмаза Истамбаева. Одну из песен спою на киргизском языке. Я вообще знаю восемь языков, ну вот, будет еще один.

    - Когда же у вас бывает отпуск?

    Денис Седов: Вот в Киргизию и приехал в отпуск. Но, если откровенно, считаю, что у творческих людей его не бывает. Работа продолжается каждый день, даже если ты не ходишь в театр и не выступаешь.

    Ключевой вопрос

    - Говорят, человек, обладающий оперным голосом, отмечен Богом. Тем не менее попса собирает стадионы, а оперных звезд публика слышит крайне редко. Не кажется ли вам, что классическое искусство сейчас находится как бы на втором месте?

    Денис Седов: Классическое искусство всегда было достоянием элиты. То есть людей образованных и интеллигентных, причем в нескольких поколениях. К сожалению, за последние 100 лет истребление этого слоя было поставлено на поток. Может, мы сейчас пожинаем то, что посеяли? Однако молодежь сейчас тянется к классике. Когда выступаю в филармонии Санкт-Петербурга, наблюдаю, как растет число молодых зрителей.

    За последние два года объездил всю Россию, и меня радует, что культура оперного пения существует и остается востребованной. К сожалению, масс-медиа пока предлагают зрителю другой продукт. Сейчас всем правят деньги, и, чтобы попасть на телевидение, нужно платить.

    Поделиться