Целую неделю с утра до вечера шли лекции, мастер-классы, экскурсии; брусникинцы упражнялись в сторителлинге и вербатиме, а по вечерам публика собиралась на бесплатные показы работ молодых режиссеров. После представлений не спешили расходиться, оставаясь на обсуждения лицом к лицу с создателями спектаклей. Смысл "Артмиграции" - сращивать культурное пространство, помогать молодым постановщикам, столичным выпускникам, осваивать профессию порой в самых отдаленных театрах страны, а потом - показать результаты их опытов в Москве, дать театрам ощущение их нужности, живого интереса к их работе, в котором и вправду нет недостатка. Обо всех событиях фестиваля невозможно рассказать в короткой заметке, отметим самые интересные работы.
Ярославский театр драмы им. Федора Волкова привез "Жестокие игры" в постановке Александра Созонова. Знаменитая пьеса Арбузова в исполнении знаменитой труппы не могла не стать удачей - крепко сделанная советская пьеса обрела свежее звучание благодаря не только отдельным осовременивающим деталям, но главному решению - герои старше, чем у Арбузова. Им по тридцать лет, а детские травмы недолюбленности, оставленности, сиротства осколочным эффектом разносят их жизни. Сильнейшая сцена - когда толпа персонажей на сцене делится на два лагеря условных отцов и детей и кричит - друг другу ли, самим себе ли - вечные родительские попреки, которые усваиваются на всю жизнь, входят в плоть и кровь, определяют самоидентификацию так и не взрослеющих взрослых - точный диагноз страны, которая именно сейчас берется изживать детско-родительские травмы. Парад актерских работ молодого поколения труппы и интересное сценографическое решение - герои ходят по прозрачному подиуму, заполненному детскими игрушками, топча и не видя собственное детство, и их извлечение в финале дарит героям долгожданный праздник, вздох прощения, улыбку нового начала.
Самым неожиданным по форме оказался спектакль Степана Пектеева "Мюнхгаузен", поставленный в кировском "Театре на Спасской". Драматург Юлия Ионушайте сплела эпизоды из романа Распе с подлинными монологами актеров от первого лица. В первом акте на сцене мешанина всех техник и приемов - актеры в черном трико разминаются, механизмы старинного театра изображают ветер и гром, видеопроекция приближает к зрителю лицо актрисы, читающей монологи от лица Мюнхгаузена на немецком и русском, на наскоро сооруженном помосте актеры по очереди карикатурно изображают подвиги барона - один другого кровавей и нелепей, титры на экране бегут ироническим комментарием к действию, которое пока не складывается в единую картину. Смысл возникает во втором действии, когда актеры один за другим выходят перед закрытым занавесом с рассказом - столь же невероятным, сколь правдивым, безупречно сыгранным, смешным и волнующим. Каждый облачается в камзол и длинный нос - личина Мюнхгаузена открывает в человеке страсть к игре, фантазию, дает возможность сказать что-то важное о власти театрального духа над личностью и жизнью.
Еще один пример удачного сотрудничества молодых драматурга и режиссера - постановка "Хороших новостей" в Прокопьевском драматическом театре, сделанная Даниилом Чащиным по пьесе Юлии Тупикиной. История трех поколений женщин одной семьи, проживших жизнь на Кузбассе, рассказана без надрыва и пафоса, с нежностью, остроумием и теплотой. Обаяния спектаклю придает толика ностальгии - "Tombe la neige" и луч света окутывают героиню при воспоминании о былых любимых, хулиганство и ирония - герои фотографируются надкушенным яблоком, в моменты волнений объясняются шлягерами.
Пронзительна сцена девичьего горя при извести об измене мужа - героиня, не выпуская из рук куклы - самосшивного оберега в образе мужа, заливается водой из душа, как потоком слез. Постепенно из осколков воспоминаний, новых встреч и отношений складывается жизнь, в которой возникает стройность, порядок и уют - герои уносят со сцены набросанные глыбы углей, воздвигают стены, склеивают битую посуду. Акцент в этой истории смещен на старших героев, поколение родителей и бабушек. Вспоминаются слова Толстого о старости как об огромной стране. Она неведома никому, кроме тех, кто уже там - как и русская провинция, которая оказывается полна жизни, страстей, юмора и любви к своему дому.
Нынешняя "Артмиграция" задала оптимистическое настроение московскому театральному сентябрю - хочется верить, что все режиссеры, показавшие на фестивале свои работы, будут столь же интересно работать и дальше, а столичная афиша будет пополняться гастрольными показами как хорошо известных, так и впервые приезжающих театров страны.