Авиаперевозчики перестали кормить пассажиров горячей едой

Авиакомпании сокращают расходы на еду для пассажиров. Горячее питание на рейсах, которые длятся меньше двух часов, больше не предоставляется.

Некоторые перевозчики перестали кормить путешественников даже бутербродами. Уменьшился также ассортимент напитков. Не проник "пищевой аскетизм" пока лишь в бизнес-класс и на международные рейсы, на которых авиакомпании по-прежнему стараются не ударить в грязь лицом.

Еще три года назад, чтобы побаловать пассажиров, перевозчики заказывали на борт французские пирожные и красную рыбу. Некоторые даже в экономклассе наливали красное и белое вино. Сейчас этого нет и в помине. В этом году часть тех немногих перевозчиков, которые еще кормили пассажиров коротких рейсов бутербродами, отказались и от этого. Так же, как отказались от кофе и соков, ограничившись чаем и водой.

С началом зимнего расписания (с середины октября), пассажирам придется, возможно, еще более плотно закусывать на земле: по традиции к новому сезону авиакомпании пересматривают бортовое меню. Вряд ли, учитывая ситуацию, в нем будут какие-то изменения к лучшему. Тем более, что все больше перевозчиков стремятся перевести питание в сферу дополнительных услуг, которые предоставляются за отдельную плату.

"Сейчас "бюджетными" авиакомпаниями стали многие перевозчики, что сказалось и на количестве, и качестве питания на борту", - констатирует исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По сравнению с 2012-2013 годами порции, по его словам, уже сейчас заметно сократились, и стало довольно много маршрутов без питания вообще.

За примерами далеко ходить не надо. Если брать наиболее популярное короткое авианаправление Москва - Санкт-Петербург, то там пассажирам ранее предлагали булочки, бутерброды, у ряда перевозчиков были тортильи, сэндвичи. Сейчас многие предлагают лишь воду.

Правила при этом они, оказываются, не нарушают. "В России уже два года действует норма, по которой питание и горячие напитки могут не предоставляться в полете на короткие дистанции, если пассажира уведомили об этом до покупки билета", - напоминает представитель Росавиации Сергей Извольский.

Кормить пассажиров во время длительных перелетов должны каждые четыре часа днем и каждые шесть часов ночью

На практике, правда, не все авиакомпании акцентируют на этом внимание клиентов при продаже билетов. Общую информация о питании на борту можно найти на официальных сайтах перевозчиков. При покупке билетов онлайн для обозначения того, что в стоимость включено питание, могут быть использованы пиктограммы ножа, вилки и тарелки. Но их замечают лишь особо внимательные. В результате, случается так, что пассажиры, приобретая наиболее выгодные по цене билеты и рассчитывая перекусить на борту, получают только холодные напитки, то есть воду с газом и без.

Что касается рейсов, которые длятся более трех часов, то на них перевозчик обязан обеспечить горячее питание, говорит Сергей Извольский. На этот счет также есть четкие правила: кормить пассажиров должны каждые четыре часа в дневное время и каждые шесть часов ночью. Продавать обеды авиакомпания в данном случае не может. Все входит в цену билета.

Именно на рейсах длительносью больше трех часов появляется такая опция, как спецпитание, когда пассажир может выбрать еду с учетом медицинских показаний, возраста или религиозных убеждений.

Но и здесь без экономии не обходится. Фабрики бортового питания (такие есть в каждом крупном российском аэропорту, в столичном авиаузле их не менее 10) сейчас разрабатывают для пассажиров более доступный по цене рацион. А это значит, что в котлетах, образно говоря, появляется больше хлеба и меньше мяса, в гарнирах - меньше дорогих продуктов, хотя вес и калорийность горячих блюд стараются сохранять. Для того, чтобы у пассажира сложилось хорошее впечатление о полете, внешне наборы с едой по-прежнему привлекательны.

Тенденция экономии на питании пассажиров наблюдается не только на регулярных, но и на чартерных рейсах. Здесь тоже произошло упрощение рациона, замечает Олег Пантелеев. Конечно, на длительных рейсах все еще есть горячие блюда. Но раньше можно было встретить в экономклассе мясную и сырную нарезки, хлеб двух сортов. Сейчас мясная нарезка может включать недорогую ветчину и вареную колбасу, сыр же заменяют более дешевым плавленым сырным продуктом.

Что касается спиртного, то его уже не предлагают бесплатно. У некоторых перевозчиков можно купить на борту вино и пиво. Этим "винная карта" ограничивается. Хотя ранее в меню был и коньяк, и виски.

Если говорить о питании в бизнес-классе, то здесь радикального ухудшения меню не произошло. Но некоторые авиакомпании просто отказались от бизнес-класса на внутренних линиях. Они перекомпоновали свои салоны для перевозки пассажиров только экономкласса. Таких перевозчиков в России не менее трех. Но на международных регулярных линиях даже в экономклассе кормят по-прежнему неплохо. Зачастую там разнообразнее набор продуктов. И даже иногда лучше, чем у иностранных перевозчиков. Так, на рейсах российских авиакомпаний в Нью-Йорк путешественникам, к примеру, могут предложить закуски, омлет, как минимум, два вида мяса под разными соусами с гарниром и овощами, рыбу, два вида хлеба, сыр и сливочное масло, а также пирожные или блинчики к чаю или кофе.

Исследование

Не делаем из еды культа

Россияне предпочитают летать с комфортом, однако питание на борту у них далеко не на первом месте. Об этом свидетельствуют данные исследования международного туристического метапоиска Momondo.

Оказалось, что больше всего российским пассажирам важно комфортабельное размещение во время перелета. К примеру, возможность отрегулировать спинку кресла под себя. Об этом заявили 30 процентов опрошенных. А 9 процентов респондентов из России предпочитают в самолетах места с большим пространством для ног.

А вот вкусная еда и бесплатные напитки на борту волнуют только 8 и 3 процента россиян соответственно.

Сейчас для комфорта туристов авиакомпании предлагают разнообразные наборы платных и бесплатных услуг, о наличии которых можно узнавать непосредственно на сайтах перевозчиков, говорит Ирина Рябовол, представитель Momondo в России. О некоторых удобствах можно позаботиться еще на этапе бронирования. Например, можно указать нужное расположение кресла: у окна или у прохода, а при онлайн-регистрации, которая в зависимости от авиакомпании начинается за сутки или даже за неделю до рейса, зарезервировать конкретное место.

Также, если заблаговременно оповестить компанию, путешественники могут бесплатно получить тот вариант питания, который им предпочтителен: диетическое, вегетарианское, кошерное, фруктовое, детское.