Когда прокуроры обратят внимание на опасный объект в Магадане

У ручья Потерянного (притока реки Хасын) в Магадане, как пишут СМИ, может вырасти объемный склад горюче-смазочных материалов, где, по задумке инициаторов проекта, будет храниться авиатопливо для заправки самолетов в аэропорту Сокол г. Магадана. Экологически неоднозначное строительство, затеянное столичной компанией "Технотек", как минимум вызывает ряд вопросов. В чем необходимость такого склада? Понимают ли строители всю опасность возведения объекта на подобной территории: экологически чистый район, рядом река. Кто оценил риски? Ведь ущерб природе может быть невосполним, и никакие доходы бизнеса его не покроют.

По данным СМИ, предполагается, что топливо будет поступать в хранилище автотранспортом, а после также автотранспортом доставляться непосредственно на аэродром для заправки самолетов. Срок действия разрешения - до 4 ноября 2016 года, что предполагает достаточно высокие темпы. Как пишет пресса, экспертизу проекта склада ГСМ с рабочим объемом топливохранилища в 1989 кубометров проводила коммерческая организация - некое ООО "НТЦ "Промбезопасность - Оренбург".

Заметим, что сведений о положительном заключении по проекту государственной экологической экспертизы в документе не содержится. В то же время есть веские основания утверждать, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ проектная документация на строительство склада ГСМ подлежала обязательной государственной экспертизе. Дело в том, что, исходя из предполагаемых целей строительства склада (прием, хранение и отпуск авиационного топлива), топливохранилище явно относится к объектам авиационной инфраструктуры. Сооружения такого рода Градостроительным кодексом РФ определены в категорию особо опасных и технически сложных объектов, строительство которых требует проведения государственной экспертизы.

Отнесение склада ГСМ, возводимого ООО "Технотек", к объектам авиационной инфраструктуры также означает, что разрешение на его строительство должно было выдаваться Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация). Это подтвердил и.о. руководителя Росавиации А.В. Беляков.

"С учетом изложенного, возводимый ООО "Технотек" склад ГСМ относится к объектам авиационной инфраструктуры, и для его строительства необходимо получить разрешение на строительство в Росавиации", - сказано в его письме. Между тем, продолжает руководитель ведомства, "по вопросу получения разрешения на строительство ООО "Технотек" в Росавиацию не обращалось".

На складе ГСМ должно храниться авиатопливо для заправки самолетов в аэропорту Сокол Магадана

Почему? Воздушный кодекс РФ требует для проектов объектов авиационной инфраструктуры еще и ряда согласований со стороны собственника и оператора аэродрома. Безусловно, все эти процедуры требуют времени и усложняют процесс строительства. Но они необходимы. Ошибки могут стоить дороже. Так что в этом случае лучше рассчитать все до мелочей, а для этого и нужны государственные процедуры. Проявили ли местные власти должную тщательность? Вопросы возникают и при рассмотрении ситуации с неоднозначным строительством "через призму" Водного кодекса РФ. Ручей Потерянный, как и любой водоем в РФ, имеет водоохранную зону, в границах которой строительство складов ГСМ запрещено. Как пишут СМИ, в соответствии с данными Охотского территориального управления Росрыболовства, водоохранная зона ручья Потерянного (протяженность - до 11 км) должна составлять 100 метров.

Вместе с тем, как рассказывает местная пресса, визуально можно установить, что границы участка, переданного ООО "Технотек" для целей строительства склада ГСМ, расположены на куда меньшем расстоянии от береговой линии ручья, являющегося притоком реки Хасын. Таким образом, правовая обоснованность не только выдачи разрешения на строительство, но и сдачи в аренду этого земельного участка под хранение экологически опасного авиатоплива как минимум неоднозначна. Добавим, что, по данным СМИ, ООО "Технотек" зарегистрировано в Москве, имеет уставный капитал в 10 тысяч рублей. Основной вид деятельности общества - сдача внаем собственного недвижимого имущества, среди дополнительных - оптовая торговля топливом, складирование и хранение нефти и продуктов ее переработки и прочие. Можно ли доверить подобной компании строительство столь опасного объекта в зоне, которую надо тщательно охранять?

Местные СМИ уточняют, что компанией "Технотек" единолично владеет то же физлицо - судя по полному совпадению ФИО и ИНН, - что является единственным учредителем широко известного в Магаданской области и Дальневосточном регионе ООО "Колыманефтепродукт". Эта компания также занимается торговлей топливом. Еще в 2012 году управление ФАС по Магаданской области, анализируя конкуренцию на рынке мелкооптовой торговли автомобильным топливом первого уровня (завоз и первичная реализация) в регионе, выявило в отношении ООО "Колыманефтепродукт" признаки доминирующего положения. По итогам того же 2012 года доля компании на рынке составила 99,8%. Наверное, все эти данные должны были заинтересовать и местную прокуратуру. Но ни транспортная, ни природоохранная прокуратура оснований для вмешательства не нашли. Зато жителям поселка ситуация предельно ясна. Им до склада гораздо ближе, чем прокурорам. Они видят все и, похоже, вникают в дело глубже прокуроров. "ООО "Технотек" ведет строительство склада ГСМ на основании разрешения, выданного департаментом САТЭК мэрии Магадана, - говорится в многочисленных обращениях. - Однако, выдавая данное разрешение, департамент САТЭК фактически превысил свои полномочия. Это связано с тем, что строящийся склад относится к объектам авиационной инфраструктуры, разрешение на строительство которых должно выдаваться Росавиацией".

Возможно, федеральным органам власти, а также Генеральной прокуратуре пора пристально изучить ситуацию и разобраться, каким образом в далеком поселке могло начаться вызывающее вопросы строительство склада. Ведь дело не только в том самом складе, но и в принципе: насколько природа и жители защищены от произвола бизнесменов, готовых ради прибыли возводить опасные объекты, не считаясь с нормами? Что важнее для местных инстанций: интересы жителей или сомнительные проекты приезжих бизнесменов?