19.09.2016 00:45
    Поделиться

    Предприятиям химической отрасли поможет снижение налоговой нагрузки

    Химическая промышленность в нашей стране показывает неплохие темпы роста: в 2015 году рост объемов производства составил 6 процентов. О том, как это удается, и об основных направлениях развития нефтехимии "РГ" рассказал президент Российского союза химиков Виктор Иванов.

    Виктор Петрович, где в нашей стране химпром развивается наиболее успешно?

    Виктор Иванов: Несмотря на минимальную поддержку государства, результаты химической промышленности по сравнению с другими отраслями неплохие. Построены и работают новые заводы, например, по производству аммиака в Менделеевске (Республика Татарстан), новый аммиачный агрегат в Великом Новгороде, такой же завод строит компания "ФосАгро" в Череповце, возводится горно-обогатительный комбинат на месторождении апатит-нефелиновых руд Олений Ручей. Кстати, сейчас у нас на одну тонну произведенного аммиака потребляется 1300 кубометров газа, а в мире всего 850. Так вот в Череповце будет потребляться уже около 900. Лучше всего дела с химическим производством обстоят в Татарстане. Локомотивом развития здесь стала компания "ТАИФ", а правительство республики создало для бизнеса все необходимые условия - инфраструктуру, землеотвод и т.д. В Татарстане приняли программу "Внедрение инноваций в сфере нефте- и газохимии". Там собираются начать промышленную разработку огромных запасов битумов. Здесь же производят собственные удобрения, и активнее всех в стране используют их в сельском хозяйстве - в два раза больше, чем в среднем в России. Поэтому и урожайность пшеницы в республике достигает 35 центнеров с гектара.

    К сожалению, нарушилась связь между фундаментальной наукой, отраслевой и предприятиями

    Как в отрасли реализуется политика импортозамещения?

    Виктор Иванов: Лучшие результаты достигли в производстве полимеров и резинотехнических изделий. "Поднимает голову" наша лакокрасочная отрасль. Такой продукт органического синтеза, как красители, у нас совсем не производят, но сейчас синтезировать анилин собирается тамбовская компания "Пигмент" и для этого привлекает иностранных специалистов. А бытовая химия по-прежнему полностью представлена иностранными компаниями. Но они инвестируют в локализацию, платят налоги и создают новые рабочие места.

    Что мешает отрасли развиваться еще большими темпами?

    Виктор Иванов: К сожалению, нарушилась связь между фундаментальной наукой, отраслевой и предприятиями. Если фундаментальная наука еще как-то выживала, то отраслевая на 95 процентов потеряна. А чтобы снова подготовить инженера-проектировщика, требуются 15 лет. В химпроме должен быть приоритетным крупный бизнес. А средний и мелкий будет базироваться на нем. Предприятие по переработке строится не один год, инвесторы сюда не идут, поскольку отдача от вложенных средств начнется только через 7-10 лет.

    Напрямую деньги химпрому государство может и не давать, их лучше вкладывать в отрасли, которые будут увеличивать спрос на его продукцию

    Такое строительство под силу только крупному бизнесу, который мог бы реализовать проекты в области полимерной химии. Но нам стыдно ориентироваться на сырьевой экспорт. Надо жестче относиться к компаниям и заставлять их инвестировать в производство с большим коэффициентом извлечения светлых нефтепродуктов. Зарубежные компании, имеющие сырьевые активы, давно поняли, что переработка в десятки раз выгоднее простой продажи углеводородов. Сейчас к нам из-за рубежа поступает практически вся технология, все оборудование. Но ведь не всегда нам поставляют наилучшее - а это и есть самая настоящая зависимость. Сейчас минпромторг и компания "Объединенные машиностроительные заводы" заняли такую позицию: если в России нет какой-то технологии, то не надо на ввозимую иностранную технику накладывать пошлины, а надо заставлять наши компании производить эту технику у нас. Прежде всего необходимы инвестиции в строительство новых установок пиролиза - основного процесса нефтехимии.

    Эти задачи поставлены в Стратегии развития химического комплекса?

    Виктор Иванов: Два документа - "Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года" и "План развития газо- и нефтехимии до 2030 года" - недавно были объединены. Однако когда Запад ввел санкции, получение кредитов у европейских банков стало невозможным. Поэтому сейчас сделан акцент на импортозамещении и развитии нефтехимических кластеров. Стратегия важна еще и для того, чтобы учесть фактор экологии, который стал подлинным бичом для химических компаний, особенно для тех, которые вышли на рынок IPO. Возможный инвестор вначале смотрит на состояние дел в компании и на то, заботится ли она об экологии. Так что приходится заниматься внедрением новых технологий и строгих экологических стандартов.

    Как государство может стимулировать успешную реализацию стратегии?

    Виктор Иванов: Предприятия отрасли нуждаются в снижении налоговой нагрузки, по крайней мере на период реализации инвестиционных проектов. Чтобы освоить месторождение, нужна инфраструктура, город для будущих работников, электроснабжение. К примеру, компания "ЕвроХим" осваивает сейчас Гремячинское месторождение калийных солей и освобождена от части налогов. Первые несколько лет после запуска у предприятия "льготное" налогообложение, зато после выхода на прибыль налоги будут платить работники предприятия. Это правильный подход. Недавно предложен новый механизм стимулирования инвесторов - специальный инвестиционный контракт (СПИК). К сожалению, на практике это движется пока очень медленно. Однако компании химического сектора одни из первых начали заключать такие контракты. Еще один вариант господдержки - стимулирование потребления химической продукции. И поиск новых рынков сбыта. По большому счету, напрямую деньги химпрому государство может и не давать, их лучше вкладывать в сельское хозяйство, оборонку, машиностроение - развиваясь, эти отрасли сами будут увеличивать спрос на нашу химию.

    Чем в реализации масштабных планов развития отрасли может помочь ваш союз?

    Виктор Иванов: Российский союз химиков и другие отраслевые объединения созданы прежде всего для лоббирования интересов отрасли. Проблемы лучше решать "в куче". У нас существует закон о промышленной политике и закон об отраслевых объединениях, но, к сожалению, нет какого-либо предписания, что предприятия должны входить в отраслевые союзы. Это, на мой взгляд, совершенно неправильно. Государственные институты не должны и не могут решать такие вопросы, как взаимодействие с профсоюзами, аналитическая работа, повышение профессиональной квалификации кадров, стандартизация, урегулирование различных спорных вопросов между хозяйствующими субъектами. Это все вопросы саморегулирования, и их должны и могут решать отраслевые объединения. В Германии, к примеру, как только регистрируется новое предприятие, оно должно вступить в союз, который может направить специалиста в другой район на обучение, проконсультировать и т.д. Верю, что когда-нибудь и мы осознаем, что работать совместно гораздо эффективнее, чем порознь.

    Поделиться