Группа активистов сначала задумала приобрести где-нибудь старое скульптурное изображение Сталина, но, объявив сбор средств в Сети, собрала на новое. 160 тысяч рублей хватило и на оплату отлитого во Владикавказе генералиссимуса, и на солидное каменное основание. Заранее смонтированную конструкцию автокраном спустили с грузовика на брусчатку, после чего организаторы провели "митинг победителей". Прежде они якобы не замечали высящуюся в десятке метров конструкцию-анонс: "Место установки памятника жертвам политических репрессий".
Именно здесь рыли себе землянки, строили бараки сосланные на Крайний Север крестьяне "из раскулаченных". Они образовали поселок Черный Мыс. "Многие погибли по дороге, чуть ли не половина ссыльных не пережили первую зиму", - говорит Павел Акимов, потомок репрессированных земледельцев, председатель общественной организации "Наша память". Она-то и инициировала постройку монумента жертвам тридцатых. "Ставить напротив него душегуба - кощунство", - заявила группа историков Сургутского университета. "Вдумайтесь, - обращаются они к землякам, - до нефтяной эпохи свыше трети жителей нынешней Югры составляли репрессированные и их дети".
- У сургутян короткая память? Сожалею. В период коллективизации на Север была сослана 31 тысяча крестьянских семейств, в окрестности Сургута - свыше 10 тысяч человек, - эти цифры называет экс-замначальника регионального управления ФСБ Александр Петрушин. Он долгие годы занимался реабилитацией людей, попавших в жернова репрессий.
Денис Ханьжин, один из тех, чьими стараниями "раздобыт" бюст Сталина, в соседстве двух памятников, ничего зазорного не видит: одни возложат цветы крестьянам, другие - вождю. О размещении бронзового изображения на набережной мэрию активисты известили еще весной. Чиновники, по словам Дениса, щекотливый для них вопрос пообещали передать на рассмотрение еще не существующего общественного совета, да так его и не создали. Ханьжин с товарищами "сами" сформировали совет. Получив его одобрение, смонтировали памятник.
Власти назвали их действия самоуправством, а совет признали нелегитимным. "Настоящий совет города" появится после того, как новоизбранные депутаты гордумы "командируют" в него своих доверенных представителей.