По оценкам Euromonitor International, к концу года объем рынка средств по уходу за домом в России составит 202,7 миллиарда рублей, потеряв 2,6 процента. "Возрастающая грамотность потребителей - это объективная тенденция потребрынка в целом, - говорит исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИКиБХ) Петр Бобровский. - Те же тенденции можно наблюдать и на рынке продуктов питания. Грамотный покупатель выбирает товары высокого качества известных производителей и правильно использует их, что позволяет в полной мере реализовать потребительские свойства".
Всего 10 лет назад посудомоечная машина была редкостью, а сегодня уже 11 процентов семей имеют эту технику дома. И рынок средств для посудомоечных машин только за последнее время вырос в 4 раза. Раньше средства были в основном универсальные. Сейчас продукция становится специализированной: порошок для стирки спортивной одежды, средства для мытья акриловых ванн и т.п. "Появились группы товаров, которые облегчают уход за домом: очиститель для посудомоечных машин, капсулы для стирки белого белья, специализированные губки для мытья ванной, - рассказал "РГ" гендиректор компании "Седо Хаусхолд Продактс" Давид Ольшевски. - В средства вводят новые, более эффективные ингредиенты. Например, в жидкое мыло - витамин Е, а в стиральный порошок - "умные" энзимы".
Очень изменился рынок порошков. Соотношение порошков для ручной стирки к "автоматам" за последние 10 лет изменилось с 9 к 1 к прямо противоположному - 1 к 9. Появилась новая категория порошков - для цветного белья, и сейчас она превышает продажи универсальных. "Почти в 7 раз увеличился вес самой популярной пачки - с 450 граммов до 3 килограммов, - поясняет директор по маркетингу компании "Нэфис Косметикс" Сергей Лебедев. - Норма и культура потребления также выросли: раньше стирка вручную занимала целый выходной день, а сейчас стирают в машине практически через день, сортируя белье по цвету, типу ткани, детское и взрослое. После засилья импорта начала 2010-х, когда 2-3 глобальные компании контролировали 80-90 процентов продаж, на прилавки вернулись отечественные марки. Российские бренды развиваются не только в базовом эконом-сегменте, но и в более сложных категориях с дополнительными преимуществами: экстрабезопасность, улучшенная эффективность, современные технологии, неординарность в дизайне и упаковке".
Сегодня основные игроки на рынке бытовой химии отказались от использования в стиральных порошках фосфатов либо используют их гораздо меньше. С 2017 года в Европе запрещено использование фосфатов в средствах для посудомоечных машин. И так как в России большинство товаров этой группы импортные, мы получим приятный "побочный" эффект от европейского решения. Запрос на экологичность стал ощущаться все сильнее в последнее время, и уже ясно, что рынок не сможет его игнорировать."Анализ объемов производства и продаж основного компонента современных отбеливающих средств - перкарбоната натрия - говорит об усилении тренда, - подчеркивает представитель компании "Группа Оргсинтез" Василий Романцов. - Раньше вместо перкарбоната натрия использовался хлор, затем перборат натрия. Два последних вещества вредны как для человека, так и для окружающей среды. Поэтому в последние десятилетия растут объемы использования в качестве отбеливателя перекиси водорода в разных отраслях, включая легкую, целлюлозно-бумажную промышленность, медицину и пищевую промышленность (обеззараживание оборудования). Перкарбонат натрия - это та же перекись, только в твердой форме. За последние 10-15 лет объем его производства увеличился с 10 тысяч тонн до более чем 40 тысяч тонн в год", - говорит Василий Романцов.
Для некоторых потребителей потенциальное воздействие товаров на окружающую среду очень важно. Конечно, все товары, выпускаемые на рынок, проходят обязательную процедуру дорыночного контроля, в которой есть требования и по воздействию на окружающую среду, напоминает Петр Бобровский. Но большинство приставок "эко", "био" и т.д. относятся к сфере маркетинга и предназначены для привлечения потребителя.