Сейчас объем российского рынка промышленных лаков и красок, по данным директора ассоциации "Центрлак" Геннадия Аверьянова, оценивается в 128 миллиардов рублей, при этом около половины приходится на импорт. Для импортозамещения необходима замена компонентов ЛКМ, произведенных в зарубежных странах, на отечественные. Или хотя бы на химикаты, поставляемые из стран, с которыми у России нет санкционных конфликтов.
- Для замены растительных масел при создании красок с невысокими потребительскими качествами (это прежде всего масляные краски) вполне удачным может явиться замена на нефтеполимерные смолы, - считает главный технолог компании "Индустрия ЛКМ" Владимир Фатуев. - Для производства алкидных лаков широко используются подсолнечное и льняное масло, обеспеченность которыми благодаря значительному росту сельхозпродукции в стране должна быть решена в ближайшее время.
Замена импортных латексов (акриловых и акрилстирольных) для выпуска водно-дисперсионных красок и лаков практически решена после ввода новых производственных мощностей в Санкт-Петербурге, Владимире и Московской области. Замена импорта значительного количества функциональных добавок (антисептики, пеногасители и загустители) также решена благодаря вводу отечественных мощностей.
- Основным пигментом, применяемым в производстве ЛКМ, является двуокись титана, - продолжает Владимир Фатуев. - Для переориентации импорта этого компонента из тех стран, где он закупался прежде, начались поставки двуокиси титана из Китая. А после вхождения Крыма в состав России появилась возможность поставки этого сырья предприятием "Крымский ТИТАН", расположенным в городе Армянске - это крупнейшая в Восточной Европе компания по производству диоксида титана.
Основным наполнителем в производстве ЛКМ является микрокальцит (тонкоизмельченный мрамор). Использование микрокальцита позволяет получать эмали и краски с очень высокой степенью белизны, а при производстве цветных красок - сохранять неизменной чистоту тона. На протяжении многих лет основным поставщиком этой продукции являлась швейцарская фирма "ОМИА", но с введением новых мощностей на Урале импорт наполнителя этой фирмы практически прекратился. Впрочем, компания имеет несколько заводов и в России. Часть микрокальцита, кроме того, поставлялась из Турции, затем в связи с известными событиями импорт был приостановлен, но недавно восстановился. В программу импортозамещения сырья, поставляемого из США (компания "3М"), вошли и поставки полых стеклянных микросфер, используемых в производстве световозвращающих красок и термопластиков для разметки автомобильных дорог.
Поначалу экономический кризис и продолжающийся режим санкций могли сделать насыщение рынка лакокрасочной продукции большой проблемой. Однако уже сейчас ясно, что отказ от импорта материалов и сырья зарубежных производителей вполне может быть преодолен развитием производства ЛКМ на отечественных предприятиях.