Новости

19.09.2016 22:15
Рубрика: Общество

Малыш и браузер

Кто лучше научит - учитель или компьютер?
Какой будет школа завтра? Что такое коучинг для учителей и инжиниринг для детей? Что важнее - книжный текст или "веселые картинки" в Интернете? Об этом спорили и рассуждали участники Международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch 2016.
 Фото: Михаил Синицын/ РГ К урокам сегодня можно готовиться не только по учебнику,  но и с помощью браузера, "сири" и википедии.  Фото: Михаил Синицын/ РГ
К урокам сегодня можно готовиться не только по учебнику, но и с помощью браузера, "сири" и википедии. Фото: Михаил Синицын/ РГ

По мнению экспертов, будущее в образовании - за смешанным обучением, когда одновременно используются и обычные занятия, и дистанционные. Больше всего к этому готовы школьники (по статистике, 44 процента учеников сутками напролет сидят в Интернете). Но вот в чем вопрос: кто лучше научит - учитель или компьютер?

- Ребята, где вы получаете нужную информацию? - обращается известный телеведущий Александр Пушной к ученикам, которых пригласили организаторы конференции в МИСиС.

- Пользуемся браузером. Иногда нам разрешают это делать даже на уроках, - говорит четвероклассник Даниил.

- Можно спросить "сири" в айфоне (это программа "вопрос-ответ", которая распознает голос человека. - Ред.), - тянет руку другой школьник.

- А я посмотрю в Википедии и в электронном учебнике, - отвечает третий.

Семиклассник Леонид честно признался: "Не могу прожить без айфона и Интернета даже день". Но при этом все ребята сошлись в одном: если надо проверить достоверность информации в Сети, то лучше все-таки заглянуть в обычную книжку.

Заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова отметила, что образование в современном мире "становится не столько средством передачи информации, сколько способом формирования представлений о мире, системного мышления". Массовое электронное обучение - уже реальность. Однако, по словам замминистра, электронные и цифровые технологии не должны вытеснить из класса учителя.

Так что традиционные уроки, бумажные учебники, тетрадки не отменяются, а дополняются. К примеру, решать задачки поможет онлайн-сервис "Математикос". Можно взять готовые задания, а можно составить пример самому. Программа поставит оценку и расскажет, где ты ошибся. В базе данных несколько тысяч задач на разные темы с 5-го по 11-й класс. В том числе для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ.

Инфографика РГ / Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова

Захожу на сайт "Математикоса", щелкаю кнопку "линейные уравнения": 4х =16. Даю ответ: 4. Система говорит: "правильно", но ставит только четверку - задачка слишком легкая, а клавишу я нажала не так быстро, как требуется. Разработчики программы уверяют, что ученик привыкает работать с таким интерактивом, решив 10-20 заданий, и обещают, что после такого математического тренажера даже слабый школьник сможет получить твердую четверку.

Уроки истории, литературы, географии может дополнить просветительский интернет-проект Arzamas. Название для проекта авторы позаимствовали в русской истории. Так 200 лет назад называлось литературное общество в Петербурге, куда входили поэты, политические деятели, такие как Батюшков, Жуковский. "История России ХIII века в играх", "Византия для начинающих", "Кто такие декабристы" - вот темы некоторых курсов.

Останется ли в школе ХХII века учитель - вот главный вопрос. Михаил Синицын / РГ

Заходим на страничку спецпроекта "Заполните свои пробелы в стихах и образовании". Здесь, как мне сообщают, собраны сто стихотворений 50 известных поэтов. На экране мобильного телефона или другого гаджета появляются строки стихотворения, где пропущены слова. Под текстом стоят эмодзи - нужные картинки, похожие на смайлики, которые надо перетащить в строчку. Не уверена, что таким образом выучишь Пушкина или Лермонтова, но, в конце концов, потренируешь зрительную память.

Рядом - лекции по русской истории. Выбираю "Русское военное искусство". Можно скачать 15-минутное аудио, а можно распечатать конспект. К курсу прилагается 11 дополнительных материалов - "Краткая история вооружения", " Как лечить солдата", "Саундтреки войн" и другие. Плюс ссылки на дополнительные материалы из других курсов.

Для онлайн-обучения студентов восемь ведущих российских вузов представили Национальную платформу образования - открытый бесплатный портал, где каждый желающий может получить знания по базовым дисциплинам. Всего на портале сейчас более 107 учебных курсов и уже зарегистрировано 123 тысячи пользователей. Прослушанные курсы студенту могут зачесть в его вузе. Уже выдано почти 6 тысяч сертификатов об успешном прохождении курсов. По словам ректора МИСИСа Алевтины Черниковой, сейчас в проекте участвуют 27 вузов.

В Сети скоро появится Национальная открытая школа, где каждый учитель сможет найти цифровое дополнение к своим урокам. На старте проекта на платформе будут курсы по химии, физике, математике. В том числе для началки, английскому, французскому, немецкому языкам, истории России и литературе. Как они будут выглядеть? К примеру, курс по литературе дается в виде путеводителя по конкретной теме программы. Это ролик от 3 до 5 минут в виде инфографики с дикторским текстом. Таких роликов будет 10 тысяч.

5 октября будет запущен проект "Электронная школа", где соберут интерактивные уроки самых лучших педагогов. Там же можно будет сделать задания к уроку и получить оценку.

- Из того, что я услышала на конференции, вынесла важную вещь: надо не запрещать в школе мобильники и другие гаджеты, а научить детей, как с их помощью учиться, - рассказала "РГ" преподаватель русского языка и литературы из школы 54 поселка Октябрьский Люберецкого района Валерия Щебетова. - Но для начала научите этому учителей. Нужны готовые кейсы, открытые уроки, где мы увидели бы, как надо учить детей по-новому. Не надо четырех месяцев в институте повышения квалификации, где нас учат новым технологиями старым способом. Дайте технологическую карту уроков хотя бы на две недели, и я пойму, как написать планы для всех остальных.

Электронные и цифровые технологии не должны вытеснить из класса учителя

На конференции Валерия выбрала два самых важных для нее семинара - по обучению учителей и мотивации у учеников. "Когда мои ученики спрашивают: "Зачем нам литература?" и отказываются участвовать в конкурсе чтецов, я не доказываю им важность всего этого, опираясь на метапредметные связи. Я говорю: "У многих есть страх белого листа, надо его преодолеть, и это потом поможет тебе в жизни".

По ее словам, у учителей сегодня нет точной информации о том, какие образовательные интернет-платформы, просветительские проекты находятся в Сети и как именно они могут помочь в преподавании. Нет методики для уроков, которые рассчитаны на смешанное обучение, и слишком большая нагрузка, чтобы часами сидеть в Интернете, выбирая нужные ресурсы.

Инфографика РГ / Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова
Только факты

В России дети начинают активно использовать Интернет в возрасте 10 лет, в Европе - на год раньше.

71 процент родителей в России проверяют электронный дневник ребенка хотя бы раз в неделю. При этом большинство не используют программы для контроля или иные фильтры для проверки того, что ищут дети в Сети.

Более 80% наших детей выходят в Сеть с мобильных телефонов.

В Европе и США почти 90% детей выходят в Интернет с "семейных" или школьных компьютеров, на которых установлены фильтры.

Общество Образование Большая перемена с Ириной Ивойловой