Например, эксперты сочли, что кукла одета по европейской моде, а открытая одежда не соответствует национальным и религиозным ценностям. Кроме того, Барби не воспитывает хозяйственность и любознательность, семейные ценности у девочек, а только любовь к одежде, шопингу и к тому, как привлечь внимание мужчин. Продажа Барби, кстати, запрещена в Иране.
По поводу "неправильных" игрушек в Казахстане уже состоялась деловая встреча российских и казахских специалистов. На ней Комитет по охране прав детей Минобрнауки Республики Казахстан представил проект изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек". Поправки предполагают введение единых стандартов психолого-педагогической экспертизы игрушек перед их продажей, методики ее проведения и сроки введения новых правил. В ведомстве считают, что нужно запретить продажу для детей игрушек, провоцирующих безнравственность, вызывающих ранний интерес к сексуальным проблемам.
Минпромторг России тему поддержал и пока держит нейтралитет, собирая мнения представителей государств-членов ЕAЭС и бизнеса. Упор будет делаться на воспитательную составляющую и возрастные особенности детей.
Еще в 20 веке психологи выделили две группы игрушек: хорошие и оказывающие негативное влияние на детскую психику. Эксперты 21 века хотят применить их на практике. Во время дискуссии отмечалось, что "хорошие" игрушки обладают следующими параметрами: соответствуют возрасту и развитию ребенка, являются помощниками в изучении окружающего мира, прототипами реально существующего в природе предметов или объектов.
Игрушки, которые оказывают негативное воздействие на психику ребенка: "мертвы", то есть скучные и пустые (уродливые копии живых существ, статуэтки). Также к аморальным и безнравственным игрушкам были причислены игрушки военной тематики, пропагандирующие насилие, войну и разрушение.
На самом деле страшных игрушек достаточно, чтобы извратить картину мира ребенка. Однако, как считают эксперты коммуникационного центра "Индустрии детских товаров" (ИДТ), критерии, которые позволят снимать с полки товары в ущерб производителю или поставщику, определить крайне сложно.
"Палка может быть как игрушкой агрессивной, так и дирижерской палочкой или тростью. Военный танк - это агрессия или предмет патриотического воспитания?", - задаются они вопросами.
Что полезно и что вредно для ребенка - выбирать родителям. Но, чтобы добро победило зло, зло нужно как-то обозначить.
Неудачный опыт введения психолого-педагогической экспертизы показали представители из Белоруссии. Они не смогли выработать критерии оценки товаров с точки зрения психологической и нравственной безопасности. Да и ограничить виды плохих игрушек при развитии интернет-торговли практически невозможно, считают эксперты.