Господин Дуффек, оцените, пожалуйста, динамику российского и мирового рынков чистящих и моющих средств.
Томаш Дуффек: В последнее время российский рынок показывал хороший рост, выше 10 процентов. Однако сейчас темпы немного замедлились, и рост составляет 5-6 процентов. Но это все равно выше, чем демонстрирует Европа или мир в целом.
Конечно же, в разных сегментах рынка показатели не одинаковы. В такой категории, как средства для посудомоечных машин, и сейчас наблюдается рост 15-20 процентов. Потому что люди делают ремонты в квартирах, устанавливают на кухнях посудомоечные машины. Соответственно, возрастет спрос на эту продукцию. Также некоторые базовые продукты показывают более существенный рост, чем мы ожидали. Например, в категории средства для ручного мытья посуды товары Pril и Pemolux показывают впечатляющие цифры, которых мы не ожидали.
Почему так происходит? Опросили потребителей и выяснили, что из-за нынешней экономической ситуации граждане уже не желают покупать несколько средств для чистки разных поверхностей. А, допустим, средствами Pril или Pemolux можно спокойно вымыть и стол, и пол, и кухонную плиту. Поэтому необходимость одновременно покупать три - пять разных моющих средств автоматически отпала.
Как вы считаете, оказал ли финансовый кризис влияние на предпочтения рынка?
Томаш Дуффек: Я только что привел этому пример: сейчас наблюдается рост сегмента, который раньше не рос. В кризис люди с неохотой тратят деньги и дважды подумают, прежде чем что-либо купить. И, разумеется, в сравнении с предыдущими годами сейчас в значительной степени увеличилась эффективность промоакций, потому что сейчас люди готовы покупать товары известных брендов за разумные деньги.
Насколько продукция "Хенкель" конкурентоспособна по цене и качеству по сравнению с другими брендами?
Томаш Дуффек: Это скорее вопрос к потребителям. Мне кажется, что ответом здесь может послужить позиция компании на рынке чистящих и моющих средств. В течение последних 2-3 лет "Хенкель" уже является самой быстрорастущей компанией. Я считаю, что это и есть ответ на ваш вопрос. То, что потребителям нравится наша продукция, и является признаком нашего успеха.
А есть ли у компании резервы для снижения цен на продукцию?
Томаш Дуффек: Наше преимущество заключается в том, что мы производим более 80 процентов продукции в России. Кроме того, значительная часть сырья также поступает от местных предприятий. Но в ценообразовании очень многое зависит от структуры расходов. Поэтому, разумеется, время от времени нам приходится задумываться о повышении цен, если общие издержки растут. Однако прежде чем это сделать, мы пытаемся найти внутренние резервы для сокращения издержек, потому что понимаем, что сейчас непростое время и наши потребители довольно чувствительны к изменениям в цене.
Слоган "Качество Хенкель" постоянно на слуху. Значит ли это, что продукт под вашим брендом априори получит высокую оценку потребителей в России и любой стране мира?
Томаш Дуффек: Да. Абсолютно в этом уверен. Качество для нас - ключевой приоритет.
Расскажите про последние тренды в сегменте. Как изменились предпочтения потребителя в последние годы?
Томаш Дуффек: У компании в мире большая маркетинговая команда и более 20 исследовательских центров, один из них расположен в Москве. Это показывает, насколько важен российский рынок для "Хенкель". Мы вкладываем много средств и человеческих ресурсов, чтобы разобраться, что конкретно хотят наши потребители и какой конкретно продукт необходимо вывести на российский рынок.
Наши исследования на протяжении последних 2-3 лет показали, что российским потребителям очень интересны предложения рациональных средств для стирки белья. Поэтому мы начали постепенно вводить на рынок жидкие средства для стирки, например, гель Persil. Если мы посмотрим на общую динамику роста сегмента средств для стирки в целом, то увидим, что традиционные порошки стоят на месте, а жидкие средства демонстрируют колоссальный рост. Попробовав однажды жидкое средство, люди, как правило, начинают и далее его приобретать, отказываясь от обычных порошков. И это несмотря на то, что российский потребитель очень привержен традициям и не всегда принимает на ура новый продукт.
Итак, когда наши маркетологи это выяснили, мы сфокусировали свои усилия на том, чтобы вывести этот продукт на рынок, и, соответственно, сейчас "Хенкель" однозначно номер один в этом сегменте. Все жидкие моющие продукты производятся на российском заводе в Перми. То же самое можно сказать о специализированных средствах для стирки. Недавно мы запустили новый продукт "Ласка Care&Repair" с технологией, которая борется с ворсинками на ткани и помогает вернуть одежде первоначальный вид. Оно современное, жидкое, удобное и, что важно, продлевает жизнь любимой одежды. Это именно то, чего хотят современные российские потребители.
Участвует ли "Хенкель" в российской программе по импортозамещению?
Томаш Дуффек: Да, в последнее время это один из наших приоритетов. Мы стараемся заместить как можно больше импортных продуктов. Как я уже говорил, более восьмидесяти процентов нашей продукции производится в России на заводах в Перми и Энгельсе (Саратовская область). И за последнее время компания инвестировала почти два миллиарда рублей для того, чтобы расширить производственные мощности, складские помещения. И часть продукции, которая производится в России, экспортируется за рубеж.
Как складываются взаимоотношения с местными поставщиками?
Томаш Дуффек: Нормально. Некоторые материалы было достаточно просто найти в России у местных производителей. Но здесь есть одно но: не всегда удается найти поставщика товара нужного качества. У "Хенкель" довольно жесткие критерии качества сырья, и для компании очень важно, чтобы стандарты качества конечного продукта и стандарты применяемого в нем сырья сохранялись, где бы наша продукция ни производилась. Поэтому сейчас мы работаем с несколькими российскими поставщиками и помогаем им таким образом оптимизировать собственное производство, чтобы оно отвечало нашим стандартам качества и мы могли у этого производителя закупать сырье.
На бытовом уровне считается, что химия - это то, что заведомо неполезно для здоровья человека и для природы. Как представитель химической отрасли вы можете эту версию аргументированно опровергнуть?
Томаш Дуффек: Со всей уверенностью заявляю, что вся наша продукция, если пользоваться ею правильно, не принесет никакого вреда здоровью людей. И, как мы уже раньше с вами говорили, для нас качество - это все.
В России мы продаем средства для стирки белья исключительно без фосфатов. И также сейчас запускаем производство бесфосфатных таблеток Somat для посудомоечных машин. Запустили Persil Сold Zyme, который отстирывает белье при низкой температуре воды. И что касается непосредственно производства, то наши предприятия с каждым годом снижают потребление воды и электричества, а значит, и нагрузку на окружающую среду. Мы уделяем вопросам безопасности и экологии большое внимание и стараемся сделать так, чтобы как наши продукты, так и их производство приносило как можно меньше вреда окружающей среде. Это важно для наших потребителей и для тех городов, в которых наши производства расположены.
Вы уже почти год возглавляете подразделение Laundry & Home Care в России. Как вы адаптировались в нашей стране и как вам работается в команде с российскими специалистами?
Томаш Дуффек: Мне очень нравится жить и работать в России. На меня произвели очень сильное впечатление люди, которые здесь трудятся. Их уровень образования и профессиональный опыт действительно очень высоки. Это энтузиасты, которые хотят добиться большого успеха: они способны быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия рынка, адаптироваться к ним и находить оптимальные варианты для роста. Благодаря этим качествам, наверное, мы и продолжаем оставаться самой быстрорастущей компанией на рынке чистящих и моющих средств.
Кстати
Подразделение Laundry & Home Care является одним из самых важных направлений бизнеса Henkel. Именно с него началась история успеха всей компании. В 1876 году Фритц Хенкель основал компанию Henkel & Cie в городе Аахен (Германия). Первым продуктом компании стал универсальный порошок Universal-Waschmitte на основе силиката натрия.