Барак Обама подтвердил готовность к диалогу с Москвой

Во вторник за два часа до выступления президента Барака Обамы, традиционно задающего тон своим утренним выступлением общеполитической дискуссии на Генассамблее ООН, американцы назначили встречу Международной группы поддержки Сирии. Правда, состав ее участников до последнего российской стороне был не известен - на момент вылета самолета министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова из Москвы в Нью-Йорк, по-прежнему оставалось не ясным, кого Белый дом пригласил для участия в переговорах.

Впрочем, то, что предстоящий на полях Генассамблеи разговор по Сирии окажется не слишком дипломатичным, стало понятным еще в понедельник. Воздушная акция устрашения, осуществленная возглавляемой США коалицией против сирийских правительственных войск, которую позднее Вашингтон назвал непреднамеренной ошибкой, при этом не уточнив идет ли речь о техническом просчете военных или политическом демарше Пентагона, угрожала дезавуировать с таким трудом заключенный между Россией и США компромисс по Сирии. В отличие от госсекретаря Джона Керри, не заметившего возникшие при реализации договора с Москвой проблемы, ключевой из которой стал отказ так называемой умеренной сирийской оппозиции следовать подготовленной дипломатами "дорожной карте", в Москве не закрыли глаза на бездействие американских партнеров. А инцидент на Совбезе ООН, когда постпреды России и США отказались слушать друг друга в ходе экстренного заседания посвященного Сирии, лишь подтвердил насколько непросто будет реализовать намеченные Лавровым и Керри договоренности.

Возникшая ситуация выглядит для Белого дома особенно щекотливой в условиях президентской предвыборной кампании. В России посчитали нанесенный Пентагоном удар по сирийской армии демонстративной поддержкой, оказанной американскими военными террористам ДАИШ (запрещена в РФ - прим. "РГ"). Обвинение для нынешней американской администрации болезненное, если вспомнить, что кандидат от республиканцев Дональд Трамп в ходе избирательной кампании неоднократно обвинял своего демократического оппонента экс-госсекретаря Хиллари Клинтон и президента Обаму в создании ДАИШ и неспособности уничтожить этот "политический проект" на Ближнем Востоке.

Намеченную на 7.30 утра по нью-йоркскому времени встречу по Сирии, в Белом доме рассматривали в качестве надежного способа убедить ее участников (приглашенных американской стороной) в выполнении Вашингтоном взятых на себя обязательств. И одновременно попытку переложить ответственность за возможный срыв соглашения о прекращении огня на Дамаск и российских военных.

Как сообщил источник в российской делегации, еще до начала переговоров в расширенном формате Лавров и Керри оценили нынешний уровень перемирия, пообщавшись в формате "тет-а-тет". В Москве ситуацию с соблюдением российско-американских договоренностей называют критической. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, надежды на восстановление перемирия выглядят слабыми. И все же, судя по итогам нью-йоркских переговоров, Москва и Вашингтон решили дать перемирию еще один шанс. "Настроение на встрече было таким, что никто не хотел отказываться от перемирия", - обозначил результат состоявшейся дискуссии по Сирии министр иностранных дел Британии Борис Джонсон. Спецпредставитель ООН по Сирии де Мистура прибегнул для оценки сложившейся ситуации к художественным образам: "режим прекращения огня не похоронен, он в опасности, он был серьезно поврежден". На этот раз объявлять об отказе от соглашения между Россией и США по Сирии Лавров и Керри не стали, отложив вопрос до пятницы, когда Международная группа поддержки Сирии вновь соберется для оценки событий, которые произойдут в ближайшие пару дней.

Москва и Вашингтон решили дать перемирию по Сирии еще один шанс

Хотя дискуссия по Сирии велась за закрытыми дверями, несложно было предположить, что ее результаты найдут отражение в выступлении Барака Обамы на Генассамблее в той части его речи, которая была посвящена Сирии и будущим отношениям между США с Россией. Так и произошло. Более того, американский президент опоздал к своему выступлению на Генассамблее. И вместо него после и.о. президента Бразилии на трибуну вышел глава Чада. А министру иностранных дел Сергею Лаврову и вовсе пришлось идти к зданию ООН пешком - полиция в ожидании приезда американского президента перекрыла улицы.

Ставшее прощальным в стенах ООН выступление Обамы оказалось на редкость сдержанным и в чем-то напоминало запоздалое покаяние. Глава Белого дома признал, что его страна "совершила свою долю ошибок" и нуждается в том, чтобы "нарастить потенциал международных действий". Никаких прежде звучавших призывов к уходу президента Сирии Башара Асада. Напротив, примирительное признание, что в таких странах как Сирия "нет возможности военной победы" и следует идти трудным путем дипломатии. И, судя по его выступлению, Москва более не входит в список угроз человечеству, о чем президент США говорил всего пару лет назад. В целом речь Обамы была в основном посвящена различным аспектам глобализации экономики, а также возможным инициативам по противодействию экстремизму и расизму. Похоже, уходящий со своего поста глава Белого дома на этот раз демонстративно отказался от программных заявлений в сфере внешней политике, предоставив право вырабатывать новый американский курс своему преемнику.

И совсем удивительно было слушать из уст президента США признания в том, что "мир сложен", а мировая власть "не должна быть сосредоточена в одном центре". Но услышит ли и примет ли будущий глава Белого дома те выводы, к которым пришел Обама после восьми лет правления?

В понедельник вечером президент Украины Петр Порошенко встретился с кандидатом в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон. Как утверждала пресс-служба украинского лидера, г-жа Клинтон, сделавшая в избирательной кампании ставку на публичную русофобию, обещала Киеву в случае ее прихода к власти всемерную поддержку в противостоянии с Москвой. В отличие от Обамы, чье сдержанное в отношении России выступление на Генассамблее, можно считать, в чем-то запоздалой, но важной для мирового сообщества "работой над ошибками", Хиллари в своих внешнеполитических воззрениях продолжает упорно наступать на старые, давно проржавевшие идеологические грабли, брошенные за ненадобностью нынешней американской администрацией.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"