20.09.2016 19:02
    Поделиться

    Компании СЗФО начали отказываться от удаленной работы

    Отказ от "удаленки" и возврат к классическому офисному режиму - такую тенденцию в организации работы персонала отметили эксперты во втором полугодии 2016-го на Северо-Западе.

    Резкий рывок стартапов разных направлений на рынке привел к росту "удаленки". Когда бюджет небольшой, бизнесмен начинает экономить на многом, прежде всего - на аренде офисного помещения, предпочитая общаться с сотрудниками по разным видам связи, от видеочатов до электронной почты. Однако выяснилось, что иногда этот метод не срабатывает. Хозяйка архангельского цветочного салона Анна Вихрян начинала свой бизнес вместе с мужем. Когда речь зашла о найме пятнадцатого сотрудника, решено было взять второго бухгалтера, но с обязательным условием: "только удаленная работа".

    - Мне казалось, что это наша фишка - мы не ходим в офис, а встречаемся только на планерках, иногда на корпоративах, - рассказывает Анна Вихрян. - А потом я сравнила цифры и поняла, что фирма никуда не растет, годовой оборот постепенно снижался, хотя расходы не увеличивались.

    Тогда архангельская цветочница решила увеличить зарплаты сотрудникам, чтобы мотивировать их на рост продаж.

    - А потом я посчитала, что если сложить проценты от заработной платы, которые я намеревалась прибавить, то получится аренда офиса с совмещением стационарной точки торговли в хорошем районе города, - говорит владелица бизнеса. - И мы решились на офис. Некоторые сотрудники не восприняли такой формат работы и ушли, но те, кто остался, стали работать в два раза лучше, и наша прибыль пошла вверх.

    Однако такой алгоритм работает не для всех видов бизнеса. Специалисты подчеркивают, что эффективность подхода зависит и от размера предприятия, и от его возраста на рынке.

    - Считаю, что для стартапа удаленная работа необходима. Затем предприятие переходит к этапу консолидации и укрупнения, обрастает офисами и служебными машинами. Затем - снова откат к удаленной работе, когда требуется (как в начале пути) новое дыхание, идеи и взгляды вместо безмерного роста окладов штатных сотрудников, - считает директор портала "Деловая разведка" Игорь Бедеров.

    Эксперты считают, что "удаленка" стала одним из эффективных способов организации новых рабочих мест в кризис. Во второй половине этого года некоторые почувствовали стабилизацию экономической ситуации. По-этому зачастую в небольших городах Северо-Запада можно наблюдать отказ от удаленного рабочего места и возврат к классическому офисному режиму - его многие руководители считают более эффективным. Однако эта тенденция не касается Санкт-Петербурга: работодатели мегаполиса предпочитают пользоваться дешевой рабочей силой из "глубинки".

    - Меня интересует, чтобы человек тратил меньше, а получал больше, поэтому я нанимаю сотрудников из депрессивных районов и плачу им зарплату в среднем выше, чем в их регионе, но ниже, чем в Москве, например, - говорит основатель и руководитель одной из компаний Алексей Окара. - Предпочитаю, чтобы мой сотрудник время, которое у него высвобождается за счет дороги и прочих радостей офисной жизни, тратил на йогу, спорт и прочее. Тогда отдача в работе будет больше, потому что у человека есть мотивация.

    Такая бизнес-модель имеет и существенные минусы. Об их устранении задумался другой предприниматель - Николай Новоселов. По его словам, в течение двух лет компания практиковала свободный график, но буквально месяц назад поняли, что это уже не работает: некоторые сотрудники появлялись на работе не раньше часа дня, а уходили около 22-24 часов.

    - Однако я наблюдал трансформации. Некоторые сотрудники опустошались: их "горение" продолжалось, а вот "топливо" стремительно заканчивалось. Исследовав состояние команды, я понял, что свободный график привел нас в тупик, - делится опытом Николай Новоселов. - Мы понемногу стали уходить в сторону стандартного рабочего дня: двигали график на полчаса назад каждые несколько недель. Сейчас мы работаем с 10.30 и, возможно, будем двигаться дальше. Важно, чтобы сотрудники понимали, что это делается ради них.

    Специалисты по подбору персонала отмечают, что многие руководители постепенно приходят к недовольству работой тех, кто трудится на удаленном графике, особенно это касается аутсорсинга.

    - Качество регионального аутсорсинга зачастую хуже, чем столичного. Сложно найти в небольшом городе хороших финансистов, бухгалтеров, дизайнеров на аутсорсе, - считает эксперт Наталья Сторожева. - Компания не всегда готова к тому, что с такими людьми надо по-другому работать, не так, как со штатными сотрудниками. Кроме того, с аутсорсерами всегда есть некоторый холодок в отношениях - ведь им в принципе безразличен проект. У них может быть несколько компаний, они не могут быть связаны с каждой из них эмоционально.

    В действительности, поясняют хед-хантеры, есть сотрудники, которые должны работать только в офисе, только вне офиса и такие, которые могут работать как в офисе, так и удаленно. Главное - разработать методологию, которая подходит именно вашему бизнесу.

    Комментарий

    Александр Терентьев, разработчик ПО:

    - Сейчас я работаю в офисе, и это первая моя работа вне дома. Если сравнивать "удаленку" и работу в офисе, то в данный момент мне больше подходит второй вариант. Из минусов, с которыми трудно было смириться, - работа 24/7, без четкого графика, без выходных, без отпуска, отсутствие гарантий и соцпакета от работодателей. Со временем я пришел к тому, что стабильность - это важно. Когда я работал удаленно - этого ощущения не было.

    Раньше во всем мире самыми дешевыми были индийские программисты, и разница между рублевой и долларовой зарплатой почти отсутствовала. Теперь по соотношению цена/качество на мировом рынке, на мой взгляд, лидируют россияне. В кризис рекомендовал бы специалистам все-таки переходить на "удаленку", особенно разработчикам, которые живут в регионах: там не так много компаний, которые могут предложить конкурентоспособную зарплату в рублях. Поэтому спрос будет обеспечен.

    Поделиться