На петербургских сценах с успехом идут спектакли Александра Кузина: "Поминальная молитва" и "Семейный портрет" в театре "На Литейном", "Бешеные деньги" (снова Островский!) и "Датская история" - в ТЮЗе имени Брянцева.
Пьеса "Правда - хорошо, а счастье лучше" (первоначальное название - "Наливные яблоки") - история о семье, веселая, смешная, мудрая, свидетельствующая о том, что счастье есть, и что есть в наших душах способность быть счастливыми.
В доме богатой купчихи Мавры Тарасовны Барабошевой все чинно, строго. Однако сын растратил деньги, приказчики подделывают документы, садовник ворует яблоки. Да и сама Мавра, как выясняется позже, не без греха. Но властная хозяйка снисходительна к "слабостям" сына (он любит выпить, тряпка) и домашних - лишь бы все было "по ее воле". В порядок вещей не вписываются только бедный служащий Платон - привык всегда и всем говорить правду, и красавица-внучка Поликсена, девушка на выданье, унаследовавшая крутой нрав бабушки, и некстати влюбившаяся в Платона. И несдобровать влюбленным, если бы не появление в их доме гостя из прошлого, отставного унтер-офицера Силы Ерофеича Грознова…
В спектакле заняты звезды акимовского театра: Вера Карпова, Юрий Лазарев, Борис Улитин, Наталья Андреева, Ирина Цветкова, Виталий Кузьмин и новое поколение актеров - Дария Лятецкая (юная Поликсена), Геннадий Блинов (Платон), Евгений Такс (Платон).
Пьеса взята в репертуар для бенефиса народной артистки России Веры Карповой, отметившей 60-летие служения сцене акимовского театра (сам Николай Павлович Акимов принял актрису в труппу в 1956 году, сразу после окончания Щукинского училища). "Так и подзадержалась, прижилась здесь на всю жизнь", - обычно говорит она журналистам. 12 лет она играет спектакль "Ретро" по пьесе Александра Галина (за роль Нины Ивановны Воронковой актриса получила премию "Золотой софит"), лет 15 была занята в комедии Островского "Не все коту масленица" (Феона, ключница Ахова и дальняя родственница), постановку любили и зрители, и актеры. В спектакле "Правда - хорошо, а счастье лучше" Карпова - Филицата, старая нянька Поликсены.
- Предложение театра поставить пьесу "Правда - хорошо, а счастье лучше" было неожиданным для меня, - признался режиссер Александр Кузин. - Я все время обходил ее стороной. В молодости вообще считал Островского "пыльным", архаичным автором. Но от судьбы не уйдешь, в результате я поставил в разных театрах пьесы "первого ряда": "Лес", "На всякого мудреца довольно простоты", "Таланты и поклонники", "Бешеные деньги". Я понимаю, почему этого драматурга называют "русским Шекспиром". Он не только написал множество разнообразных по жанрам и богатых нюансами характеров пьес. Он настолько живой сегодня! Если "просто" понять его, не придумывать ничего за него, а попытаться расшифровать смыслы, которые он вложил в свои пьесы, - это уже большое дело. Многим пьеса кажется простодушной, а она - живая. И люди в ней живые. К примеру, если есть в театре актриса, которая сможет сыграть Филицату, тогда эту пьесу стоит поставить.
Филицата (Фелицата) - это почти итальянское имя, значит "счастливая", Островский "похулиганил" на итальянские темы (мотивы): семья, молодые влюбленные, сваха, помогающая им соединиться… Играть это надо на большой скорости, как commedia dell’arte, стремительно, и самая большая сложность была в работе с артистами в том, что их надо было убедить разговаривать быстро, а ходить - неспешно (кринолины не дают актрисам возможность носиться по сцене). В спектакле возник юмор. И прозрачность. Я все время говорил на репетициях: "От нашего спектакля должно пахнуть яблоками!" Запах яблок - это же невероятно соблазнительно! Артисты почувствовали, что юмор становится содержательным (не надо заниматься украшательством, интонировать, можно донести мысли, чтобы они попадали на характер). И тогда все участники спектакля пошли на контакт, импровизировали, смеялись до слез… А когда появилась музыка Сергея Сушко, все поняли стиль спектакля.
Непростая работа. Но я рад, что она была. Распределение ролей, мне кажется, оказалось очень точным. Правильно говорят, что 70 процентов успеха - это распределение ролей. И если бы не было Веры Карповой - не было бы и спектакля… Хотя именно Вера Александровна очень долго сопротивлялась, опасалась, что не сыграет… Для режиссера большое счастье встретиться с такой актрисой! Она выходит на сцену и существует - так принято с давних времен говорить, - как кошка, которую не переиграешь. Настолько правдива, органична в любых обстоятельствах, просто уникальное явление!
Вера Карпова, народная артистка России:
- Я всегда считала, что Островский не мой автор (Островский - это Малый театр, а я вахтанговка), но на сцене с его пьесами встречалась. Еще в 1956 году Николай Павлович Акимов видел меня в студенческом спектакле "Трудовой хлеб". На показе в театре Комедии я сыграла свою дипломную работу из "Шутников" (роль Верочки). Потом мне даже удалось дважды сыграть Гурмыжскую в фоменковском спектакле "Лес". Еще 15 лет была Феоной в "Не все коту масленица" - и мне бы хватило ее до конца жизни! Очень трудно было приступить к работе в "Правде - хорошо…". Роль дробная: прибежала - рассказала о других - убежала…"Финтюшка", нянька, служанка, какая-то вострушка -побегушка… На первой же встрече с режиссером Кузиным я сказала: "Мне это не осилить - Филицата молодая. Ох, как бы я сыграла ее несколько лет назад!". Но режиссер очень тонкий, "актерский", любит артистов, подхватывает "озорства". В результате (спасибо режиссеру!) возникла Филицата вахтанговско-акимовская. Мне понравилось, как он сказал, когда мы выпустили спектакль: "Я знал, что артистов надо любить, но что до такой степени…".